Е. И. Казимирчак Полонская: "Мы можем научиться «вынимать жало страдания»"

May 03, 2013 16:45

Монахиня Елена (Казимирчак Полонская) ученый-астроном, доктор физико-математических наук, лауреат премии имени Ф. А. Бредихина, присуждаемой "за выдающиеся работы в области астрономии", приехала в СССР, как нам известно, сразу после Великой Отечественной войны. Это был осознанный поступок. За ним стояла решимость исполнить Божью волю о служении. В 1952 году она была обвинена в шпионаже и 8 месяцев находилась в Бутырской тюрьме. Поводом стали ее связи с теми, кто остался в Варшаве, откуда она и уехала в Союз. Эти связи любви монахини Елена поддерживала, как могла. А кто-то, видимо, донес. ("Хотя в шпионаже в те времена могли обвинить и без всякого повода». - С. 30) Ее пытали - непрерывными ночными допросами, бессонницей, выстаиванием сутками на ногах. Запрещали ложиться или сидеть - только стоять или ходить... Устраивали перекрестные допросы с несколькими следователями. Именно в этот период испытаний крепнет ее мистический опыт.


Она делится им в своих письмах инокине Иоанне (Рейтлингер). Ее опыт дорог и мне. Что-то из него уже знакомо, а что-то представляется «планкой», до которой расти и расти. Знаком ее путь к основательной встрече с живым Богом. То, как она искала возможности исповедаться. Как получила ответ от незнакомого священника: «Если душа жаждет покаяния, то Бог принимает всегда и сегодня» (с. 23, здесь и далее). Как и опыт первой исповеди (раскаяния в атеизме). Вот что пишет монахиня Елена. Когда священник сказал: «Прощаются тебе грехи, … я почувствовала (нет человеческих слов выразить переживание!), что Живой Бог простил и сходит в сердце, все существо заполняет Собой…» И далее - вот это, когда «…любовь заполнила все сердце, она начала шириться и уже не могла вместиться в нем, и именно любовь сердца вырвалась наружу, и понеслась ввысь, и ощутила Живого Бога <…> блаженство, безграничный свет, потоки Божественной Любви, льющиеся от Живого Бога в сердце, наполняющие любовью безграничной ко всем, ко всему…» Это состояние блаженства продолжалось у нее один месяц. У меня оно длилось три месяца. И то, что потом начались испытания, мне также знакомо. И драма одиночества, поскольку некому было открыться, получить совет. И ощущение физической немощи, до изнеможения, и чувство богооставленности. У монахини Елены оно выражалось в тоске и сомнениях. Я же впустила в себя дух депрессии, и пришлось даже лечиться. Так же, как и ей, мне знакома реальность темной силы, дух ее агрессии. Многое в серии ее дальнейшего мистического опыта мне близко. Особенно - убедительность ее духовных переживаний. Согласна с монахиней Еленой в том, что их нельзя открыть, объяснить другому, пока тот сам не переживет подобное. Потрясает уникальность того, что происходило с ней дальше. Может быть, что-то из этого откроется и мне. Пока же есть ощущение родства с такими строчками: «Богу виднее смысл Креста, который он допускает (хотя и не дает его) для каждого человека. К кресту можно относиться двояко: принимать его или не принимать. Не принимая, мы не снимаем его, но бунт, и притом бессильный, заостряет боль. Принимая его, ища его смысл и находя его, мы можем научиться «вынимать жало страдания» (с. 40). После чего наступает пора - творчества и молитвы!

Богу шоры не нужны. Письма 1958-1987 годов. Монахиня Елена (Казимирчак Полонская). Инокиня Иоанна (Рейтлингер).  М. : Преображенское содружество малых православных братств, Культурно-просветительский фон "Преображение", 2013, 124 с.

Крест и Воскресение, мистика, Крест, Е.И. Казимирчак-Полонская, вера, Богопознание

Previous post Next post
Up