Всех - с праздником Воскрешения Лазаря! В проповеди батюшки, о. Георгия Кочеткова, говорится о той скорби, которую многие из нас знают не понаслышке, потому что смерть любимых - это как выстрел в сердце и саднящая боль в нем до конца нашей жизни. А еще - о приходе живой веры - Знамения Жизни вечной. Такой веры, когда не страшны ни обстоятельства, ни тяжесть заболевания, ни предательство кого-либо, потому что есть поддержка Христа, Победителя смерти. Это Он дает силы на обновление жизни. Чтобы жить не по шаблону. Жить не по шаблонным мыслям, не по шаблонным действиям, не по шаблонной одежде... Рекомендую.
Оригинал взят у
kir_a_m в
Воскрешение Лазаря - проповедь мессианская! Воскрешение Лазаря. Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово в Равенне
Воскрешение Лазаря - проповедь мессианская Лазарева суббота Слово на Литургии на Евангелие (Ин 11:1-45)Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сёстры, христиане!
Мы с вами, слыша это Евангелие, уже ощущаем одновременно нотки той скорби, великой скорби, которую испытывает человек, теряющий самых близких людей на земле, и той радости, которая происходит от присутствия Господа в этом мире, оттого, что Царство Божие приблизилось и начинает давать свои плоды.
Воскрешение Лазаря - это, конечно, знамение Небесного Царства, это одно из тех знамений, которое творил Господь всякий раз, когда нужно было, чтобы родилась живая вера в душах окружающих Его и любимых Им людей. Воскрешение Лазаря и для нас - знамение Жизни вечной. Оно уверяет нас в победе этой Жизни, оно уверяет нас и в том, что Господь наш - действительно Христос, Сын Божий, как сказала одна из сестёр, бегущих к Иисусу.
По раввинистическим толкованиям того времени нельзя было воскресить человека на четвёртый день. Можно было только три дня надеяться на воскрешение. Некий аналог нашей клинической смерти существовал в памяти людей во многие времена у многих народов. Люди знали, что смерть иногда бывает необычной, иногда она не укладывается в наши привычные представления о пяти минутах после остановки сердца. Есть еще какие-то, пусть и редкие, случаи, когда что-то происходит - и человек оживает и позже. Мы это знаем из многочисленнейших свидетельств древности. Но предел есть всему на земле. И вот, раввины того времени, когда жил Господь, знали, что не может надежда на воскрешение продолжаться более трёх дней. А если что-то происходит большее, то это уже дело не людей, это прямое чудо Божье, это мессианское чудо, ибо только Мессия сможет сделать нечто, что не укладывается в рамки известного людям закона.
Воскрешение Лазаря на четвёртый день было, таким образом, проповедью мессианской! Это было не просто воскрешение, подобно воскрешению дочери Иаира или сына вдовы Наинской, о которых мы также читаем в Евангелии. Это было уже нечто другое! И потому именно ему посвящается сегодняшний день, а не всем воскрешениям, известным нам из Евангелия. Именно поэтому мы пели сегодня «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Когда-то в церкви людей начинали крестить на Пасху с этого дня. Не все могли успеть креститься в самый день Пасхи, некоторые крестились раньше, и самый удобный для этого был день воспоминания о Воскрешении Лазаря, а некоторые крестились позже, и поэтому каждый день на Светлой седмице и даже на Пятидесятницу мы поем всё то же «елицы во Христа».
Сегодняшнее евангельское чтение, как это обычно бывает при чтениях иоанновских, необыкновенно богато. Правда, оно очень велико, и мы не сможем подробно остановиться на нём, хотя здесь множество замечательных мест. Но хотя бы некоторые вещи мы попытаемся понять полнее и глубже.
Вот, например, Господь получает весть о смерти друга, которого Он любил, так же как и его сестёр. Получает тогда, когда Он был далеко от Иудеи, получает тогда, когда Он был с учениками Своими в далекой провинции, в Галилее, там, где Он не возмущал народ, где можно было немного отдохнуть от стеснённой, удушливой атмосферы Иерусалима и ближайших к нему мест. Он получает известие о смерти и собирается снова идти в Иудею. Тогда ученики говорят Ему: «Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда?»
Как часто в наше время люди угашают дух ближних подобными словами, которые, конечно, являются словами искусительными, как нам это ни трудно утверждать в отношении учеников Христовых. Но это было так, ибо и в этом случае они не понимали того, что хочет сделать их Учитель и Господь, и поэтому рассуждали ещё слишком по-человечески: «Смотри, какая опасность над Тобою, мы от неё с трудом ушли. И что же? Ты хочешь повторения только что пройденного, как будто Ты не извлекаешь уроков из Своей собственной жизни и хочешь погубить Своё дело, великое и святое?» Да, в наше время мы часто своими человеческими рассуждениями такого рода отказываем себе и другим в возможности исполнить волю Божию и дать знамение Божьей победы, знамение Небесного Царства.
Иисус ответил на эти слова притчей. Он сказал, что тот, кто видит свет мира сего, тот не спотыкается, т.е. тот, кто знает волю Божью, знает и то, что он делает, даже если это для него опасно, если ему грозит полное непонимание, даже если он по внешности как бы нарушает общепринятое толкование Закона, общепринятые формы поведения. Христианин не может жить по стандарту, по шаблону, хотя мир сей старается всех вогнать в рамки шаблона, так что и мысли людей становятся шаблонными, ходульными, ходячими, и дела - столь же шаблонными.
Современное поклонение моде есть поклонение шаблону. Современная массовая культура и массовое сознание снова есть победа шаблона. Люди, которые думают, что они свободны, менее всего оказываются свободными. Молодежь, которая, кажется, делает то, что хочет, более всего достойна жалости и молитвы, и помощи именно потому, что более других несвободна в своих шаблонных мыслях, в своих шаблонных действиях, в своей шаблонной одежде.
Меня это поразило даже в Париже, когда один нынешний парижанин неаккуратно начал хвастаться местом своего жительства и стал мне говорить: «Посмотри же, как хорошо люди одеты, причёсаны, как они здесь хороши!» Ну, а я, человек новый и не всегда деликатный, тут же сказал: «А ты посмотри, вот, из десяти идущих навстречу - половина в одной и той же одежде; в тех же джинсах, с теми же радиотелефонами, всё одно и то же, за исключением нюансов».
Это ужасно скучно, потому что шаблонно. А Господь хочет видеть в нас свободу уже здесь и сейчас, Он хочет, чтобы мы освободились от своих шаблонов. Не вещи виноваты в том, что они стали шаблоном, а мы - своим отношением к вещам и делам, друзьям и врагам, ко всей своей жизни.
Иисус говорит: «Я - Воскресение и Жизнь», и мы знаем, что это правда. Наша вера превратилась в знание, а наше знание называется верой. Мы это знаем не из шаблонов, потому что ни в какой шаблон умственный и духовный или физический эта весть не умещается. Человек, если он мыслит шаблонно, никогда не воспримет этих слов Господа и никогда не поймёт воскрешения Лазаря, никогда не примет этой радостной вести, этого Евангелия в действии.
Господь любит людей верующих и верных. Он страдал оттого, что часто Его окружали люди прелюбодейные и грешные. Иногда, вздыхая, Он говорил даже вслух: «Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» Но это не мешало Его служению всем, это говорило лишь о том, что оно рано или поздно на земле завершится и всем надо уже готовиться к этому.
И нам с вами сегодня, дорогие братья и сёстры, начиная те особые дни воспоминаний, которые ведут нас к Пасхе, сначала крестной, потом воскресной, нужно показать нашу веру из дел наших, жизни нашей и нашу верность, без которой не может быть излияния на нас Света, и Духа, и Любви.
Аминь.
Проф.-свящ. Георгий Кочетков. Путь Креста. Проповеди 1997-2007. стр.22