Еще одна весточка с Хабаровского края, с которым я породнилась всей душой. Интересно читать про лотос - символ катехизации, про вредного жука-короеда. Но более всего - про Капитовку и ее жителей, которые воспринимают трагическую историю XX-го века так, что хочется "по-человечески оплакать" вместе с ними всех, кого "перемолола" мясорубка истории. Да так, что и косточек не оставила... Про солнце, которого много и на небе, и в сердцах капитоновских бабушек, славящих своей верой главное Солнце своей жизни - Христа Распятого и Воскресшего. Дай Бог, получится еще раз приехать в Хабаровск и заглянуть в эту самую Капитовку.
Оригинал взят у
oksanamissia в
25.03.2013 г. Приамурский вальс.Не писала долго. Выжидала, пока осядутся впечатления. Самой было интересно, что же останется глубокого, а что эмоции момента. Осталось почти все.
Эпизод 1. Лотос Комарова.
Это редкое и очень древнее растение, современник динозавров, выделенное в отдельный вид и растет, вроде,только на Дальнем Востоке. Предлагаю сделать его символом катехизации. Поскольку у этого лотоса очень интересная особенность. Его семена могут лежать тысячи лет, сохраняя свои свойства, а потом быстро прорастают, как только ситуация становится благоприятной.
Вот, несколько лет назад какой-то фанатично верующий дачник привез несколько семян и бросил в водоем вблизи своего дачного участка, неподалеку от Хабаровска. Надо оценить степень его веры, т. к. считается, что этот лотос растет только в суперчистых и благоприятных условиях, в диком-предиком лесу. Но случилось невероятное. Дачный пруд обильно зацвел. Просто весь покрылся цветками лотоса. С этого образца и сделали инсталляцию в фрагменте экспозиции про динозавров. Т. е. как он цвел раньше, поняли только сейчас, прогулявшись по окрестностям Хабаровска. А еще он большой, красивый и розовый.
Эпизод 2. Дальневосточный жук-короед. Все портит и всем мешает, но решили, что специально трогать не будут, т. к. он просто огромных размеров и вымирающий вид. Это я тоже переосмыслила в плане как нам жить вместе.
Эпизод 3. Капитоновка. Привез туда о. Виктор на лекцию о трагической истории 20 в. Поскольку пришли школьники, учителя и местные жители, которые как за веру в Бога, так и против, как пожилого, так и весьма преклонного возраста, то кроме как зарисовок - коллективизация - "было это вот, примерно, так", раскулачивание - "а это было вот так" с описанием в красках и деталях, ничего более придумать не смогла. Зато по ходу этих картинок для детей ряд пожилых слушательниц вдруг, неожиданно для меня заплакали. Светло так, без истерики. И мне показалось, что это и есть самый главный выход - вот так, всем вместе оплакать этот кровавый и безумный век. Баба Фая, прихожанка Троицкого прихода Капитоновки, местный "светлячок", потом мне сказала, а я ведь плакала, потому что сестру мою родную угнали, и так мы ничего и не знаем о ней. И в такой простоте это все, в такой силе, безо всякой ненависти и зла, что и у меня сердце дрогнуло - выставки, вот, делаю, архивы изучаю, а просто, по-человечески оплакать эти трагедии сил не хватает.
Кроме того, в Капитоновке изумительный храм. 5 героических капитоновских женщин и 1 героический мужчина выпросили у сельсовета половину переселенческого барака на 2 хозяев. К этой половине пристроили маковку, внутри оборудовали храм, а во второй половине люди как жили, так и живут. Этот храм надо под охрану ЮНЕСКО поставить. Впервые вижу храм буквально выросший из переселенческой времянки. Топят его печкой,там же и трапезная, больше 6 персон вряд ли вмещающая, как и водится в стиле барак-коко. Топят чередой, у каждого свой день, но баба Фая и в чужой день прибегает храм-то подтопить. Очень они переживают, что мало верующих в селе и мало фермеров. А солнца там столько, что привыкшей к круглогодичной уральской хмурости, мне казалось, что я уже где-то высоко-высоко, гораздо выше земли. И под этим солнцем ярким-ярким целое село из временных бараков. Оказалось, что люди там уже и не знают, что такое свой дом, не видели никогда, и просто не умеют корни в землю пускать. И что такое коренной житель тоже не знают, все переселенцы, причем по 3-4 разу. Сначала там столыпинские переселенцы жили, их после гражданской войны как масло с бутерброда срезали, а на их место Приамурских переселенцев-раскулаченных, которых в 1937 г. еще по разу репрессировали, оставшихся добила хрущевская реформа, пополнить ряды попытались в 90-е за счет переселенцев со Средней Азии и из центральной России. Свое будущее с селом не связывает ни один школьник, историю села как-то составили, но, видимо, очередная сбегающая учительница увезла с собой, теперь никто не знает, кто, когда и зачем здесь жил. Одни бараки, да пара вышитых рушников в школьном музее. На этом фоне интерес к исторической лекции удивителен, а энтузиазм капитоновских верующих просто необъясним ничем, кроме прямого Богоприсутствия. Радостные они, хлебосольные, доверчивые, всех в гости приглашают. Ну, это еще бывает, конечно. Но они плюс к тому интервью в газеты дают, дом культуры местный окормляют, изучают богослужение и переживают об исторической памяти своих школьников. А еще миссией интересуются, соседи-то к иеговистам подались, надо делать что-то.
В общем, еле оторвалась я от капитоновских бабушек. Пожалела, что мало им добрых слов сказала, такое счастье это, что на краю земли Христа любят! Предлагаю создать православный антидепрессивный паломнический маршрут в Капитоновку и включить его в планы всех паломнических отделов.