А еще была - тайна жизни. Однажды мы побежали к небольшой горе. Мы часто делали такие «набеги», описывая круг, в центре которого оставался военный городок. Пробирались через лаз. Шли мимо огородов, принадлежавших семьям офицеров и вольнонаемных. Выдергивали морковку, репу, капусту и съедали по дороге (вот только мыли или не мыли, не помню), похрустывая в унисон. Рвали травяные стебли, корни которых были сладки на вкус. Лакомились ягодами черемухи, дикой малины, ежевики и голубики, разводили костер и запекали хлеб. А еще мы искали оружие и патроны - в тех местах, где, как нам казалось, шли бои. Однажды, взобравшись на горку, мы увидели вдали какое-то существо, как темное пятно, с рожками.
Оно быстро исчезло с наших глаз, но моему восторгу не было предела. Я вновь и вновь взахлеб рассказывала про «чертика с рожками», а в ответ смеялись и не верили. Было обидно, но бесполезно объяснять мне, что это мог быть козленок, с рожками и темной шерсткой. Душа жаждала тайны! Немного позже, в шесть лет, я с таким же упорством искала тарелки инопланетян, про которые на этот раз говорили все, и с каким-то страхом. Мы решили, что поле, на окраине города, то, что нам надо. Зачерпывая валенками снег, мы блуждали по этому полю, расчищая палками пространство вокруг себя, и искали эти тарелки. Какие-то алюминиевые, легкие на вес тарелки мы действительно обнаружили. Но моя память на сей раз взбрыкнула и, что произошло с нашими находками дальше, не помню. Так и развивался мой внутренний мир - между ожиданием тайн и погружением в книжный мир, где этих тайн было хоть отбавляй.
Первые слова и предложения оставили во мне яркое впечатление, это были страницы букваря. Помню свое удивление от того, что буквы волшебным образом складываются в слова, а слова - в предложения. Дальше, осилив сказки и короткие истории, я уже ничего интересного для себя не ожидала. И вдруг - о, чудо! Мир приключений:)) Можно погружаться в них, не выходя на улицу. А потом искать их на той же улице. Ура! Так в моей жизни появился «Таинственный остров» Верна, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Всадник без головы» Купера и др. Во втором или третьем классе я читала их по ночам, под простыней, подсвечивая себе фонариком. То же самое делала и потом, в пионерских лагерях, куда ездила, начиная с четвертого класса. За это мне, конечно, попадало. Но я не помню этих наказаний, потому что все окупалось: еще бы, вместо сна я участвовала в очередной порции приключений и, разумеется, на стороне смелых и благородных.
Самое большое удивление я испытала от повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Мне показалось, что ее можно воплотить в жизнь. Так в военном городке появилась тайная команда тимуровцев, со штабом. Он размешался на чердаке заброшенного дома, с колесом и проводами, которые вели в дома ребят и при повороте колеса тихо позвякивали бутылками. Мы упорно воплощали в жизнь добрые дела, пока нас не настигло то же, что и в жизни героев, продолжавших эту повесть. Нас стали узнавать и, уже ничего не стесняясь, протягивали нам деньги, давали сетку и просили купить в деревенском магазине картошки или кефира. Творить доброе дело стало неинтересно - ушла тайна.
Еще одна книга, повлиявшая на меня, это «Два капитана» В. Каверина. Зараженные моим восторгом, мальчишки стали вместе со мной изучать азбуку Морзе, устройство шхуны, историю Севера и проч. В итоге я всерьез решила, что смогу выучиться на штурмана. К слову сказать, к середине пятидесятых годов в нашей стране действительно появились женщины-штурманы, может быть, из-за дефицита мужчин, которых «выбила» война. Помню, что долго хранила в тайнике статью из какой-то газеты о женщине, капитане дальнего плавания. Замечу, что в дальнейшем один из этих мальчишек, Витька, действительно осуществил нашу мечту - стал штурманом, на Дальнем Востоке. Помню, как мы собирались в двенадцать ночи на лесной лужайке, освещая темноту самодельными факелами. Часовой слышал: «Бороться и искать!» А в ответ говорил: «Найти и не сдаваться»! Однажды мы даже расписались на бумаге свое кровью - в знак решимости жить под этим девизом всю свою жизнь, и закопали ее в землю в какой-то банке. Смешные, да?
К этому времени (четвертого класса) относится и мое увлечение расследованием каких-то противозаконных событий. Помню, как мы долго шли по следам, через лес, пытаясь найти того, кто украл несколько простыней с площадки, где вывешивалось постиранное белье. Произвело на меня впечатление и приглашение в милицию. Продавщица местного магазина видела, как со мной разговаривал в магазине мужик, которого обвинили в педофилии. Он хотел, чтобы я сходила к нему домой, где меня в подарок ожидала кукла (нашел, чем заманить!). Помню, что я участвовала в составлении фоторобота. Меня это так поразило, что захотелось стать следователем. Так я и жила, в выдуманном и реальном мире, попеременно желая выучиться то на штурмана, то на следователя. А в книжный мир я погружалась так основательно, что подчас не слышала ничего. Рассказывают, что однажды из печки, возле которой я сидела с книжкой, выпал уголек, затлел веник, комната стала погружаться в дым. А я все читала и не слышала, как зовут меня по имени. Мама потом все посмеиваясь надо мной, рассказывая об этом со словами: хоть стой - хоть падай!