красота

May 21, 2012 01:23


    Второй месяц пребывания в мире блоггеров, помогло мне увидеть интересную закономерность, а именно: в своих публикациях многие (если не большинство) стремятся выразить красоту - мира и отношений, того, что «лепота», или добрОта, «зело весьма». В то же время проблема понимания красоты и ее подмены, как и связи красоты с добротой и покаянием, во многом остается нерешенной.

Так что есть красота и почему ее обожествляют люди? (Н. Заболоцкий.) По мнению философа Н.Бердяева, красота - это «огненное движение» духа (Бердяев Николай. Миросозерцание Достоевского в книге: Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев. Paris : Ymka-Press, Христианское издательство, 1997. 578 с. 205-379 с. С. 243).

О словах Ф.Достоевского: «Мир спасет красота» («Идиот») размышлял не только Н. Бердяев, но и В. Соловьев, и авторы книг по православному богословию, истории, культуре и искусству XX века: протоиерей Сергий Булгаков, Мать Мария, мирт. Сурожский Антоний, Юлия (Иоанна) Рейтлингер, Сергей Аверинцев и др.

Впервые наиболее развернуто о красоте мы читаем у Достоевского: «Красота это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай, как знаешь, и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я при том не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит» («Братья Карамазовы»).

Есть на это место романа общепринятый взгляд философов и литературоведов, но речь сейчас не о двух типах красоты. Речь об ином. Красота, по мнению Т. Касаткиной, определяется здесь через свои антонимы: страшная, ужасная вещь, именно своей неопределимостью, поскольку эта вещь другого мира - мира до грехопадения, мира до начала аналитической мысли и восприятия добра и зла. Это единая Красота, и люди по-разному смотрят на эту ее цельность. Одни идут от идеала Мадонны и гладят на красоту, любуясь ею и стремясь разделить ее пребывание в мире. Другие идут от идеала Содома и стремятся желать, а лучше всего иметь эту красоту.


Я бы выразилась проще: есть позиция «потреблять» Красоту, а есть позиция проявлять ее как образ еще не расколотого, цельного мира. Мира до грехопадения. И кто проявляет этот первозданный мир, кто именно незамутненном взглядом смотрит на Красоту творения, тот мир и спасает.

В высказывании героя Достоевского Дмитрия Карамазова, Бог пребывает - дьявол нападает. Бог творит - дьявол пытается отобрать то, что лепота, добрОта, «зело весьма», то есть отобрать подлинное.

Фразу «Мир спасет красота» переиначил философ В. Соловьев - и мы вслед за ним повторяем: «Красота спасет мир». Такая «перестановка» повторилась и с фразой: «Тут дьявол с Богом борется», - ведь обычно говорят: «Тут дьявол с Богом борются», и даже - «Тут Бог с дьяволом борется». Почему же мы так путаемся?

«Красота спасет мир», по Соловьеву, говорит нам, что Красота спасительна: мы ее имеем, заполучили - и спасаемся ею. У Достоевского же - мир спасается красотой как ее неистребимым пребыванием в мире. Это одно из свойств, присущих сотворенному миру, - лепота, добрОта, «зело весьма». Но спасение миру зависит и от нашего взгляда: разглядим ли мы во всех сотворенных вещах красоту или будем продолжать ее разрушать, использовать, заточать в Содом.

Эти размышления были бы неполны без ссылки на личный опыт.

Для меня пребывание Красоты в мире открылось совершенно случайно. Находясь в состоянии депрессии, я шла к врачу, не надеясь на хороший результат визита, как вдруг глаза остановились на кусте шиповника, росшего на углу изгородки, окружавшей детский сад. Куст цвел жизнью, он рдел любовью и, кажется, ласкал меня, говоря: подойди, вдохни мой аромат, победи свою тоску-печаль. И знаете, у него что-то получилось, у этого куста. Во-первых, я столбом простояла минут 40, в итоге опоздав к врачу. Мыслей не было - я созерцала и не могла оторваться от взгляда на эти крупные ярко-багровые, пахучие цветы. Во-вторых, каким-то чудом я похорошела. По крайней мере, когда я все же оказалась у врача, ее первым вопросом было: что с вами случилось? Вас не узнать!

Потом, уже после выздоровления от этой затяжной болезни, я оказалась в Псково-Печерском монастыре, где хорошо знакомый священник показал нам пещеры. И когда я проходила мимо святых мощей сотника Корнилия, настоятеля этого монастыря, на меня пахнуло такой любовью, лаской и приветом, что я оторопела, оглянулась - никого. Меня окликнули, я попросила подождать. Наклонившись над гробом, я ощутила благовонный запах, встала на колени - запах усилился. Мне не показалось: святой Корнилий передавал мне ободрение, мол, дерзай, все у тебя будет, как надо Богу, ты только верь Ему! (Несколько позже, то же самое произошло со мной в Киево-Печерском монастыре.)

И еще одна зарисовка. Встреча с настоятельницей одного из монастырей под Воронежем. Ничего особенного, обычный разговор. Но когда я взглянула в ее глаза, то увидела в них Небо, и оно меня пронзило своей связью с подлинным, со всем, чего я жаждала и чего искала в церкви.

Наверно, такие случаи редки. Но если это правда, то почему мы редко видим красоту, пребывающую в мире? Почему ее затмевают имитация и подделка? Как исцелить свой взгляд?

Хотелось бы отклика на все эти размышления. Кого трогает эта тема, пожалуйста, отзовитесь!

PS. На этих фотографиях - встреча на тему "Красота спасающая" (осень 2012 года). Эта встреча проходила в московской библиотеке им. И. С. Тургенева, где мы пытались ответить на все эти вопросы.

mso-bidi-font-weight:bold">* Использована статья: К 130-летию со дня смерти великого писателя специалист по творчеству Достоевского Татьяна Александровна Касаткина анализирует одну из самых известных его цитат.

mso-bidi-font-weight:bold">См. по ссылке: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=39388&print=1






русская религиозная философия, богословие красоты

Previous post Next post
Up