Христианское воспитание в школах Н.Н. Неплюева

Feb 02, 2013 12:19

Оригинал взят у v_leria в Христианское воспитание в школах Н.Н. Неплюева в конце XIX - начале ХХ вв.
Оригинал взят у nat_i в Христианское воспитание в школах Н.Н. Неплюева в конце XIX - начале ХХ вв.








«Нужны добрые нравы, а не способность учить» (свт. Иоанн Златоуст)
Преподаватель Богословского колледжа СФИ выступила на XXI Рождественских образовательных чтениях

В субботу я принимала участие в Рождественских чтениях, о чем и написал сайт СФИ. После доклада митр. Игнатий не дал аудитории задать мне вопросы, что меня очень расстроило - мне было интересно, о чем бы спрашивали? По окончании секции ко мне подошел незнакомый священник и спросил, была ли у Неплюева семья, и когда я сказала, что он отказался от брака ради созидания братства, он радостно сказал: я так и думал, потому что по-другому это было бы невозможно! :)
Я подумала, что может быть кому-нибудь будет интересно посмотреть сам доклад, поэтому размещаю его здесь.

Христианское воспитание в школах Н.Н. Неплюева в конце XIX - начале ХХ вв.

В конце XIX века имя Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) - помещика и потомственного аристократа - было известно в России и за рубежом, прежде всего, благодаря созданным им Крестовоздвиженскому православному трудовому братству и школам.

Крестовоздвиженское братство было основано Н.Н. Неплюевым в 1889 году. Первыми его членами стали трое первых выпускников Воздвиженской школы, о которой я буду рассказывать сегодня. В 1894 году открытие братства было утверждено указом Святейшего Синода. Крестовоздвиженское братство основывалось на принципах веры, любви и труда.

Все началось в 1881 году, когда Н.Н. Неплюев  принял на воспитание первых десять детей из беднейших крестьянских семей.

Сразу я полюбил этих детей от всего сердца. Они почувствовали мою любовь, откликнулись на нее - и это стало той живою силою, которая дала мне реальное нравственное влияние, без которого дело воспитания невозможно и неизбежно подменяется декорациями внешней дисциплины и показной дрессировки. (Беседы…)

4 августа 1885 г. Воздвиженская мужская низшая сельскохозяйственная школа была официально открыта в ведомстве Министерства государственных имуществ. Вскоре была основана и женская школа - Преображенская.

В школы принимались: мальчики в возрасте от 12 до 17 лет; девочки - от 13 до 19 лет. Курс школы - для мальчиков 5 лет (для девочек - 4 года). Детям преподавались основы сельскохозяйственных наук и общеобразовательные предметы, но главной целью было их воцерковление.

Свт. Иоанн Златоуст говорил о том, что направлять сердце человека к добру необходимо с детства. Основы будущей духовной жизни закладываются в детском возрасте. Добро может стать навыком, если педагог будет направлять на это усилия:

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

О том же писал и свт. Василий Великий:

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

На воспитание такого навыка добра и поставления на лучший путь и была направлена педагогика Воздвиженских школ.

В Уставе школы эта цель была обозначена следующим образом: воспитать умы и сердца учащихся в любви к Богу и ближним, развить и укрепить те духовные начала, которыми Господь одарил каждого человека. Неплюеву удалось создать целостную воспитательную систему, которая приносила свои плоды.

В основу всей педагогики Неплюева было положено прежде всего Евангелие. Он читал Писание вместе со своими воспитанниками, а затем беседовал с ними. Прежде всего, он раскрывал перед воспитанниками жизненную правду Евангелия; каждое событие и поступок ученика он обсуждал с ним, соотнося его с христианской совестью и правдой.

Читая Священное писание, я главным образом старался уяснить детям жизненное значение слова Божьего, те практические выводы, которые логично из него вытекают и потому неизбежно должны быть признаны обязательными для всякого верующего.

Неплюев много молился с детьми - со всеми вместе, и с каждым порознь. Себя он сознавал «немощным орудием в руках Божиих», поэтому в молитве он прежде всего просил о том, чтобы Господь посетил детей Своей благодатью и принял их в Свою сильную руку. Он учил детей благоговейно относиться к молитве и к таинствам. Под благоговейным отношением он понимал не только и не столько внешнюю форму поведения. Прежде всего, произносимые слова молитвы не должны расходиться с жизнью.

Чтение и беседы о смысле Евангелия и молитва были наиболее действенными средствами, направленными на воспитание сердца ребенка. Святой праведный Иоанн Кронштадтский - современник Неплюева - также обращал внимание на важность воспитания сердца:

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни.

Самая большая педагогическая мудрость Неплюева заключалась в том, что он любил своих воспитанников и относился к ним с доверием. Его ученики вспоминали:

Он был истинным отцом своих учеников и даже больше отца, если так можно выразиться. Но больше, нежели эта любовь его, нас поражало в нем какое-то глубокое, благоговейное уважение и доверие к нам - детям, привыкшим доселе испытывать на себе пинки, подзатыльники и полное пренебрежение от окружающих. Доверие его было поистине святое и оно делало чудеса в отношениях к нему.

Воспитание любовью - было важнейшим принципом всей педагогики Неплюева. Воспитать детей в духе любви к Богу и друг к другу возможно только любовью. Н.Н. Неплюев писал: «очевидно воспитывать людей к любви иными способами, как любовью, невозможно». При этом чем больше он ценил и любил воспитанника, тем строже к нему относился. Если же ребенок оступался, но каялся в своем проступке, Николай Николаевич удваивал свое ласковое отношение, помогая виновному не пасть духом.

Другой важный принцип, неразрывно связанный с первым, - принцип добровольной дисциплины любви. Можно испытывать то или иное настроение, но для того, чтобы христианская любовь стала не эмоцией, а основой жизни, необходимо научиться добровольно ограничивать свое «я» ради Бога и дела Божьего.

Именно дело стройной организации добра в жизни и честной жизни по вере и не может обойтись без глубокого сознания необходимости добровольного повиновения и умения повиноваться на степени привычки. Отсутствие этих добродетелей, возмещаемое в языческом обществе страхом наказаний или невыгодных последствий, непременно внесло бы элементы разложения в христианское трудовое братство и во всякую иную христианскую организацию.

Еще один важнейший принцип воспитательной системы Н.Н. Неплюева - принцип старшинства. Первым шагом для воспитанников было вступление в Младший братский кружок, где он обретал круг общения, соответствующий его желанию идти по пути духовного развития. Плодом духовного возрастания становилась большая ответственность за себя и за других, которую ребенок мог на себя принять. Естественным шагом тогда становилось вступление в Старший братский кружок, члены которого брали под свое духовное руководство младших школьников (обычно - 4-5 человек). При этом выбор старшего в руководители делал младший, за исключением вновь поступивших в школу (т.к. они ещё никого не знали и выбрать не могли). Старший не пользовался никакими привилегиями, напротив, он должен был своей жизнью показывать во всём пример младшим.

Любые слова останутся недейственными, если не будут подкреплены делом. Так, действенность примера жизни по вере подчеркивал и свт. Иоанн Златоуст:

Нужны добрые нравы, а не способность учить; скромная жизнь, а не речь сильная; дела, а не слова.

Основной задачей, стоящей перед старшим, было пробудить младшего к самостоятельному движению в духовной жизни. Никакой старший не мог помочь ребенку в деле нравственного развития, если тот сам этого не хотел. Неплюев учил не тянуть воспитанников «на буксире», но направлял усилия на пробуждение духовной самодеятельности. По его глубокому убеждению, никакое добро нельзя насильно внедрить в душу ребенка. Сам Господь Бог никого не насилует на добро, предоставляя человеку свободу. Поэтому так важно было, чтобы ребенок учился само-стоянию перед Богом. Воспитание личной ответственности младших за свое духовное состояние составляло главную задачу старших.

Ближайшими помощниками Неплюева были братские преподаватели. Поначалу в школе были, в основном, приглашенные педагоги. Среди них можно было встретить разное отношение к христианству - от неприязненного до сочувственного, некоторые охотно участвовали в церковных таинствах. Однако, как писал Неплюев, всех их объединяло одно - никто из них не желал жить по вере. Они «способны были на каждом шагу служить для детей вредным примером и, не замечая того, капля по капле вливать в умы и сердца их отраву антихристианских привычек». По этой причине Неплюев был вынужден даже ограждать воспитанников от их вредного влияния.

Семь лет Неплюев ходатайствовал о закреплении за школой права назначать на должности преподавателей лучших выпускников школы. Наконец, это право было даровано решением Комитета Министров и Высочайше утверждено императором.

Особыми днями в школе были суббота и воскресенье. В субботу все ученики во главе с Педагогическим советом собирались на субботний круг, где подводились итоги жизни школы за неделю. Вечером в храме совершалась всенощная. После нее обычно бывали собрания Старшего и Младшего братских кружков

Воскресенье было посвящено молитве и общению. Воскресное утро начиналось предмолитвенной беседой под руководством Н.Н. Неплюева, на которую собирались и воспитанники, и члены Братства. Эта отеческая, дружественная беседа была направлена к постижению животворящего духа православной веры, христианской этики, способствовала сознательному усвоению глубокого смысла евангельского учения.

Затем была, как правило, литургия в храме.

После обеда все собирались на общие беседы, литературные или музыкальные вечера. Неплюев часто играл своим воспитанникам на фортепиано произведения Бетховена, Шуберта, Моцарта. Неизменной частью воскресного дня было чтение рефератов. Дети учились таким образом выражать свои мысли, а старшие делали научные рефераты по истории церкви, истории литературы и т.д.

Таким образом, дети получали всестороннее образование. Они умели себя вести, любили читать, могли поддержать разговор на любую тему. Один из гостей в своей статье вспоминал:

Помнится, когда мы шли смотреть их работы на опытном поле, то проходили мимо стада породистых свиней, которых пас по картофелищу  воспитанник школы. Один из гостей полюбопытствовал заглянуть в книгу, которую читал интеллигентный пастух. Оказалось, что он читал изложение философского учения Бенедикта Спинозы… Гость … только руками развёл от удивления.

Конечно, случались и неудачи в воспитании. Неплюев проанализировал свои наблюдения за воспитанниками и сделал следующие выводы о причинах неудач.

Во-первых, почти все дети искренне относились к своим наставникам и к Неплюеву. Однако добрые чувства к своим воспитателям еще не означали любви к Богу.

Во-вторых, Неплюев видел причину в духовной лени, упорстве злой воли и гордости.

Существовала также своя специфика в воспитании юношей и девушек. Неплюев писал, что главным препятствием в деле осуществления христианской истины для воспитанниц женской школы является «отсутствие самообладания» из-за того, что «девушки слишком легко подпадают под посторонние влияния». В мужской школе «недостаток самообладания происходит главным образом от упорства привычек ветхого человека».

На опыте было выявлено также, что воспитанием мальчиков должен заниматься мужчина, поскольку он пользуется в глазах мальчиков большим авторитетом, нежели ничем не уступающая ему в нравственных качествах женщина.

* * *

Подведем итоги.

Пример Воздвиженских школ показывает, что христианское воспитание начиналось в 12-13 лет, дети проходили кризисный подростковый возраст без тяжелых проблем, в 17-18 лет, по окончании школы, 2/3 из них становились членами православного братства.

Безусловно, основополагающую роль в формировании воспитательного опыта Воздвиженских школ играла личность самого Н.Н. Неплюева. Его целостная и нераздвоенная жизнь, энергичный труд по созданию школы и созиданию братского духа в ней, его любовь к детям сделали возможными создание целостной христианской педагогической системы, приносившей добрые плоды и оказавшейся жизнеспособной и после его смерти. Если бы не революция 1917 года, кто знает, каким могло бы быть будущее Воздвиженских школ. Тем не менее, этот опыт - не только историческое прошлое. Он предлагает универсальные принципы успешной христианской педагогики в целом, которые с успехом могут быть применены и сегодня, и в этом сохраняющаяся ценность опыта педагогики Н.Н. Неплюева для современных христианских школ.

Крестовоздвиженское братство, Н.Н. Неплюев, история 19 века, история 20 века

Previous post Next post
Up