90

Sep 10, 2017 15:05

10 сентября папе исполнилось бы 90 лет.

А прожил он семьдесят восемь с половиной - как и обещал: он часто говорил, особенно в последние годы, что проживёт не более восьмидесяти лет.

Начав публиковать (однажды счастливо найденные) его мемуары, уточняя факты и ища фотографии и документы времён молодости моих родителей, я нашла очень многое, порой - как мне казалось - уже несуществующее, невозможное: так, например, я никогда почему-то не спросила маму, в какой школе в Мелитополе она училась в девятом и десятом классе (дядя Толя уже заканчивал десятилетку в Приазовье, но во время маминой учёбы там была только восьмилетняя школа), и остро жалела об этом, увидев в одном из альбомов Игоря Бовкуна в «Одноклассниках» архивные фотографии пятой [шестой]) мелитопольской школы (искать ли там на групповых фотографиях маму?)...

Слава богу, дядя Толя помнил: мама училась в 12-й школе, на Красной Горке (один из районов Мелитополя), на улице Пушкина, дом номер 95.
Потом здание маминой школы было передано вечерней школе № 1 (над этим зданием сейчас нависла угроза - оно приглянулось каким-то дельцам, и его хотят отобрать - если уже не отобрали), поскольку там рядом была 4-я школа, на той же улице, дом номер 77, и учеников 12-й перевели туда (уже далеко после маминого выпуска, аж в 2003 году).

Вообще всё это очень похоже на увлекательный детектив: ища фотографии 12-й школы (и улицы Пушкина, и Красной Горки в Мелитополе), я нашла невероятно интересные воспоминания Д. И. Дубровского, включавшие и характеристику Красной Горки, и описание... детской железной дороги в Мелитополе, существовавшей там до войны и расположенной в парке, - на фоне бывшего вокзала которой (а потом 10-й школы и ещё более «потом» 10-й гимназии) часто фотографировались мои мама, папа и их друзья во время учёбы в Мелитополе. (Об этих фотографиях и об истории детской железной дороги я расскажу отдельно.)

Вот что пишет Дубровский о Красной Горке:

«В Мелитополе была своя знаменитая Красная Горка. Так называлась одна из его окраин, расположенная на возвышенностях, разделённых глубокими оврагами. Дома стояли там негусто, утопая летом в роскошных садах. Ходить туда чужакам не рекомендовалось. Красная Горка славилась своей круговой порукой, тёмными делами, потаённой блатной жизнью; самые знаменитые хулиганы и бандиты были оттуда. Красногорская шпана владычествовала в центре города».

Нашла я и много фотографий мелитопольского парка - времён молодости моих родителей, и даже наконец определила, на фоне какой именно белой алебастровой вазы (точнее где именно стоявшей) сфотографировалась моя молодая мамочка однажды в парке (а там же, возле 10-й школы, бывшего главного вокзала детской железной дороги), что тоже покажу отдельно - вместе с другими «парковыми» архивными фотографиями.

А сегодня я хочу показать здание папиного института - в те годы МИМЭСХа (Мелитопольский институт механизации и электрификации сельского хозяйства), потом МИМСХа (механизации без электрификации), затем - уже в послеперестроечные годы - ТГАТА и теперь вот ТГАТУ (Таврическая государственная агротехническая академия, ныне университет), снаружи и внутри, во всех его состояниях (полуразрушенном после войны и затем восстановленном и достроенном).

Особенно радостно было отыскать уникальные интерьерные фотографии (найденные в официальной группе ТГАТУ в «Одноклассниках»), позволившие мне увидеть папин институт почти глазами папы: наверняка что-то было разрушено во время войны - обстановка в главном здании, в его центральной части, - но что-то могло и сохраниться в левом или правом крыле так же, как было до войны.
(Я долго сомневалась, такова ли была обстановка в кабинетах во времена папы - или это было уже позднейшее благоустройство? И наконец нашла на одном из сайтов подтверждение: да, скорее всего так и было - или примерно так.)

Интерьерные музейные «тгатовские» фотографии сохранились благодаря «отчётному» альбому - в советский период часто делали такие альбомы, запечатлевая для истории какие-то достижения.

Теперь благодаря этой традиции мы имеем чёткий и выразительный «слепок времени».

Вот таким был в 1946 году главный корпус МИМЭСХа:





В этом же году его начали восстанавливать:



1947 год:



Как пишет папа, в 1949 году (когда он перевёлся в Мелитополь из Зернограда) они занимались в малом корпусе и в небольшой части главного.

Фотография 1948 года:



Возможно, это он стоит посредине (третий справа) на этой не очень чёткой карточке из нашего семейного альбома:



Отстроенное левое крыло (1949 год):



Столовая, биохимическая лаборатория и общежитие МИМЭСХа по ул. Воровского, 18 (ныне проспект Б. Хмельницкого):



Устройство котлована под общежитие № 2. 1952 год:



Строительство общежития МИМЭСХа № 2 (ныне корпус № 9). 1954 год:



Общежитие МИМЭСХа № 2 - теперь корпус № 9 ТГАТУ (остановка «Агроуниверситет»). 1955 год:





Перекрёсток пр. Б. Хмельницкого и ул. Свердлова. Общежитие МИМЭСХа № 2, ныне - девятый корпус ТГАТУ. 1950-е годы:



1958 год:



50-е годы:



60-е:



1960 год:





1961-й:



1962-й:



1963-64-й:





1969-й:



Эскиз МИМСХа с новым корпусом:



Строительство 10-этажного корпуса МИМСХа:





1981 год:



1996-й:



2012 (и 1958):



Наши дни:









Интересна судьба памятника перед зданием: кажется, до 1963 года (или раньше?) там стоял памятник Зое Космодемьянской, в 1963 же году (судя по лозунгу «Хай живе 46 Жовтень» [да здравствует 46 Октябрь]) его сменил просто памятник студенту:



(1949 год)

Памятник Зое Космодемьянской. 1953 год:



Через 10 лет:





Примерно 1971 год:



Общий вид МИМСХа (фотографии из музейного альбома, помещённые в официальной группе ТГАТУ в «Одноклассниках»):



Интерьеры:





















































(Это фотография-«подтверждение»: она помещена на сайте «В Мелитополе» в разделе «История ТГАТУ в фотографиях» и имеет дату - 1954 год. На стенах уже нет портретов Ленина и Сталина, хорошо заметных на верхней фотографии (а на фотографии лаборатории кафедры электрических машин ещё выше я смогла опознать Маленкова и, кажется, Молотова). На этом же сайте есть фотографии с примерно таким же оборудованием в кабинетах и лабораториях.)

Этих людей папа просто не мог не видеть (он окончил институт в 1953 году):



А этих - вряд ли видел (но вот такой джаз-бэнд был в МИМЭСХе в 1938 году):



Папина выпускная фотография:









В сердце дунет ветер тонкий,
И летишь, летишь стремглав.
А любовь на фотоплёнке
Душу держит за рукав.

У забвения, как птица,
По зерну крадёт - и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живёшь -

Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.

Всё, что мило, зримо, живо,
Повторяет свой полёт,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берёт.

1957

Арсений Тарковский. Фотография



© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

девочка душа, папины мемуары, Арсений Тарковский, папа, мама, Мелитополь

Previous post Next post
Up