На воздушных парусах

May 27, 2016 17:29

Флоренция, ты ирис нежный...

Александр Блок. Флоренция

Они пропали почему-то - эти кремово-персиковые ирисы, выкопанные мной через год после маминой смерти на её даче вместе с такими же, но голубыми.

И много лет их не было, я уже думала - потеряла навсегда, - как вдруг они возродились, как раз к маминому десятилетию, переплыв все реки и дымные переправы, - нежным приветом от мамы: я здесь, и я буду всегда, я тебя не оставлю...

Ирис дымный, ирис нежный,
Благовония струя,
Переплыть велит все реки
На воздушных парусах,
Утонуть велит навеки
В тех вечерних небесах...

Вот они, кремовые и голубые мамочкины, в окружении других, купленных мной в разное время для пополнения ирисового рая:






















И тот самый, вымечтанный, купленный (двумя кустиками, а теперь разросшийся даже после переезда) к маминому пятилетию:






















И ещё несколько драгоценных подарков к мамочкиному юбилею - две её полудетские фотографии (седьмой и восьмой классы школы, 1947-й и 8-й годы, 14-16 маминых лет) и две юные: моя четвероюродная сестра Нина (внучка того самого Ивана Петровича Жмаева, двоюродного брата дедушки Павлика, - о котором я рассказывала) показала их в «Одноклассниках».

Одна из школьных фотографий (в восьмом классе) есть у меня в альбоме, но я не знала, что там мама вместе с троюродным братом Ваней Жмаевым и его будущей женой Ниной Пожидаевой (и что Нина училась в одном институте с мамой, только мама на русском филфаке, а Нина на украинском).




(Мама и Нина рядышком в центре, мама держит в руке то ли яблоко, то ли помидор, то ли картофелину, рядом с Ниной - Воля, самая близкая мамина подружка, и ещё многие лица узнаваемы мной по другим фотографиям маминой и папиной юности; фотография подписана Ниной.)







(Пояснения моей сестры Нины: «Приазовская школа № 1, 9-й класс и два человека из 8 класса. 29.05.1948 г.». Ваня был старше моей мамы на три года, а Нина младше на год, но война всё перепутала:
«Тут интересная история получается. Это фотография 9 класса (маминого), и два человека из 8 класса, мой папа и твоя мама (так как они вместе на выпускной фотке 7 класса). Папа рассказывал, что учеников в 8 классе было 4 человека и 2 не пришло фотографироваться, поэтому они сфотографировались с 9 классом (у папы там был свой интерес - моя мама). Хотя папа был старше мамы, но учился на год младше (во время войны несколько лет не учился), за что и получил медаль“За доблестный труд во время Великой Отечественной войны”».
Ваня в первом ряду слева, над ним мама, рядом с мамой Нина.)

Фотография седьмого класса тронула ещё и надписью на обороте, сделанной рукой Ивана Петровича, - о том, что память 1947 года на фото «изображают образы», - и именно поэтому она не померкнет никогда: если память представлена образом родного тебе человека - что может её стереть?
Конечно же она просияет в веках...




(Ваня за спиной мамы в последнем ряду - в тёмной рубашке.)




(Память хотела померкнуть, но ей не позволили: обвели чернильную строку шариковой ручкой.)

Мамочка там всё ещё белобрысик (я обрела брови гораздо раньше, уже ко второму-третьему классу):







А тут они втроём - Нина, Ваня и Валя:




Память - она не померкнет. Она переплывёт все реки на воздушных парусах и «никогда не перестанет», потому что все реки текут в небо.







Музыкальный киоск

image Click to view







© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

девочка душа, домрайсад, Александр Блок, мама, музыкальный киоск

Previous post Next post
Up