«Из обедов, задававшихся вносителям перлов, мне остался памятнее других тот, на котором я познакомился с Тургеневым. Обед этот мог бы быть назван выставкою цвета русской литературы. Выбившись из-под николаевского снега сороковых и начала пятидесятых годов, она отходила теперь на весеннем солнышке первых вольностей воцарившегося Александра. Тут были: печатавший своего «Обломова» Гончаров - кругленький, пухлый, с сонливо-спокойным взглядом светлых глаз из-под широких век в ячменях; Писемский - с лицом как самовар из красной меди и чёрными навыкате, как уголья, глазами, Писемский - «Тысячи душ» и «Горькой судьбины»; рыжеватый и белый, как банщик или молодец из лабаза, Островский - «Любима Торцова», огромный Тургенев - «Дворянского гнезда», которое уже набиралось для «Современника»; сухой, длинный, с длинным лицом, висячими волосами и бородой Полонский - «Кузнечика-музыканта»; тоже длинный, но пооткормленнее или брюзглее, с подслеповатыми, вечно потупленными глазками Дружинин, редактирующий «Библиотеку для чтения»; похожий на маркёра Панаев - Новый поэт «Современника»; прозванный им «critique fin»* Анненков, пучеглазый, с кувшинным рылом, получивший свой свет от больших солнц литературы, около которых неустанно вращался; московский краснобай, остроумный и стародавний, теперь заново реставрированный писатель Павлов, в высоком, намотанном вокруг шеи галстуке по моде тридцатых годов; наконец, два самых ярых представителя только что народившейся породы «новых людей», будущих нигилистов, - Чернышевский, маленький, бледный и худой, в золотых очках, с тонкими чертами лица и длинными светлыми волосами, и Добролюбов, высокий, с волосами довольно тёмными, крупными чертами лица (строгого педагога или протестантского пастора), тоже в очках. Оба с ироническим отношением к окружающему. Молчание было с их стороны ответом на всё, что ни говорилось. Один раз только пошутил вслух Добролюбов, и то по адресу своего соседа Чернышевского, когда заговорили о каком-то стихотворце, который писал оды Николаю и ходатайствовал о переименовании его настоящей фамилии в фамилию Николаевского.
- Как переименовали Грязную улицу, - вставил Добролюбов.
Улица эта недавно была из Грязной переименована в Николаевскую.
Анненков увидел возможность совершить вращение в сторону восходящих солнц: поднял над тарелкою ладони и изобразил ими рукоплескание. Но там это не было даже замечено».
П. М. Ковалевский.
Николай Алексеевич Некрасов Помимо живой жизни давно застывших в нашем сознании классиков - вот
это: тоже длинный, но пооткормленнее или брюзглее.
Брюзга и обрюзгший (брюзглый) - словари говорят, будто бы разная этимология:
Не думаю - уж больно ясна внутренняя форма и синкретизм наблюдаемого глазом, воспринимаемого слухом явления, звук и картинка: надуйте щёки и гудите - вот и получите то самое брюзжание, оно же звон-жужжание: брязкіт [бря́зкит] - это звон, дребезжание, брызгающий звук (надуйте щёки и бурчите, то есть брюзжите, брюзжа и буркая, и услышите звук, и поймёте, почему брезгливость: по сути это то же самое фыркание, но звонкое и с брызгами, ибо мы отплёвываемся от чего-то противного нам...):
(Гидота - гадость, огида - омерзение, гадливость; відраза - отвращение.)
(
Бриніти - звенеть, жужжать; джміль - шмель,
дзенькнути - звякнуть.)
(Дзижчати - жужжать; звуконаслідувальними утвореннями - звукоподражательными образованиями; грюкнутися - грохнуться.)
(Вигук - восклицание, междометие.)
(Капелюх - шляпа.)
(Зморшка - морщина.)
Как всегда, подарок от
ВВВ:
Таким образом, рассвет - это разбрызг лучей (смотрим на чешский вариант):
Вот они, бралиянты да яхонты корешков:
Ну и так далее, до бесконечности, до ДНК и РНК, до мельчайших квантовых частиц можно бренчать и бренчать на балалайке, бряцая по (далеко не ветхим, но вечно упругим) струнам языка (или просто болтая языком: лалала, лелеле, блаблабла, бульбульбуль, бурбурбур, бррррр - брылами губ...) - и помня, что природа беспощадна: чем больше мы брюзжим брезгливо, тем, значит, обрюзглее (и пооткормленнее) наши щёки и фигура.
Уж лучше быть брызжущим здоровьем и весельем - да кто ж нам
дасть...
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.