Семь лет

May 27, 2013 10:09

Паденье - неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?

Осип Мандельштам

Семь лет без мамы.

И шесть с мамой:



Я и Лиля с мамой и бабушкой Марусей в Крыму

...Несколько лет после смерти бабушки Маруси мамочка моя никак не могла справиться со своим горем: уйдёт в спальню, уткнётся в бабушкин халат или кофту и голосит, аж пока папа не придёт и не начнёт успокаивать.
А потом нашёл способ: говорит - перестань плакать, а то сейчас Томе позвоню, она расстроится...

Так мне её пронзительно жалко было - а чем я могла помочь? моя-то мама жива, а её мамы на свете нет...



Моя мама со своей мамой

В последние годы (и особенно в последние месяцы, после папиных похорон) мама не уставала заклинать себя и судьбу: хоть бы ещё пожить немного, хоть бы не сделать тебе на свежую рану - новую...
Жалела меня - зная уже по себе, как тяжело и невозможно терять самое дорогое, - и всё повторяла: как ты будешь без меня?..

Не получилось.

...Я голосила только первые месяцы, а потом плакала беззвучно - наверное, потому, что я была моложе и оттого сильнее: бабушки Маруси не стало в мамины шестьдесят три с половиной, а моей мамы - в неполных сорок восемь.

Среди повторяющихся сновидений у меня есть такое: я иду (всегда с мамой) по каким-то глинистым кручам - холмам, всегда неожиданно обрывающимся - вниз, на большую глубину, - и вдруг оступаюсь и начинаю падать навзничь - цепляясь за край обрыва, а потом отпуская руки, не в силах удержаться.

И падаю, падаю, и вот-вот должна разбиться - но не разбиваюсь.
И даже мягкого соприкосновения с почвой не ощущаю, всегда благополучно просыпаясь целой и невредимой.

После того как я осознала другое своё повторяющееся сновидение как сон о рождении, я поняла, что, очевидно, этот сон с опрокидываниями - воспоминание о переворачиваниях в материнском лоне, чьи ласковые воды и сдерживающая пуповина не позволяли упасть и разбиться, всегда спасая и храня от страха (потому что уже почти проснувшись, я всегда изумлялась: и чего было бояться? падать совсем не больно и не страшно...).

...Не бойся, мамочка.
Я, конечно же, продолжаю падать без тебя - но никогда не разбиваюсь, поддерживаемая пуповиной твоей любви ко мне.
Да и родная земля - она ведь всегда спружинит корнями...



Мама и дядя Толя








© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

девочка душа, бабушка Маруся, сны, Осип Мандельштам, папа, мама

Previous post Next post
Up