Продолжая читать «Обломова», опять задумалась про это
бывать - но уж с другой стороны, -
частотной:
“Он не пошёл ни на четвёртый, ни на пятый день; не читал, не писал, отправился было погулять, вышел на пыльную дорогу, дальше надо в гору идти.
«Вот охота тащиться в жар!» - сказал он сам себе, зевнул и воротился, лёг на диван и заснул тяжёлым сном, как бывало, сыпа́л в Гороховой улице, в запылённой комнате с опущенными сторами.
Сны снились такие смутные...”.
То есть вы поняли, да?
Самостоятельно, беспрефиксально существующая часть слов типа за-сыпать, про-сыпать-ся - спать с определённой частотностью и более-менее постоянно: хаживать, читывать, лёживать, сиживать, говаривать, игрывать, стаивать, бивать, пивать (едать), видать/видывать, слыхивать и т.п., - бывать в том или ином состоянии, совершая те или иные действия с определённой периодичностью и постоянством, - часто/постоянно/периодично быть.
Не кажется ли мне, что сейчас не только сыпа́ть мы разучились, но и хаживать, читывать - нет, не действия совершать, а употреблять глаголы с многократными суффиксами, что, в свою очередь, свидетельствует об изменении образа (или способа) жизни.
Нашла у кого-то в научной статье, что этот суффикс (-ыва-/-ива-) был продуктивным аж в шестнадцатом веке (то есть тогда с его помощью образовывались новые слова).
Очевидно, теперь пришла очередь слов с этим суффиксом - постепенно переходить в разряд архаичных (а со временем и исчезать, как это случилось со словом сыпать, у которого наверняка был предшественник сыпывать... не удивляйтесь, ибо первоначальная форма у сна была съ(п)нъ, а спать имело форму съпати:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/9679584.3/0_93732_567fcdde_XL.jpg)
Тут я задушила в себе сильное желание проследить связь сна с супонью (и с украинским словом спиня́ти, зупиня́ти - останавливать)... то есть я, конечно же, раскопки произвела, сбегав в словари, - но «овнешнять» здесь не буду, - поскольку меня по-прежнему интересует, почему?
Ведь дело не только в детализации или в «одноразовости» жизни (все префиксальные формы благополучно живут, плодясь и размножаясь: про-читывать, вы-сиживать, за-сыпа́ть), а, наверное, в размеренности («размерности») жизни, где могли бы существовать признак, свойство, состояние, действие, не привязанные к смыслу приставки, - многократно повторяющиеся «свободные радикалы».
Потому что спать, засыпать и просыпаться - совершенно разные действия (или состояния).
И делывать с поделывать или заделывать (дальше подставьте сами у-, под-, пере-) - почти уж и не родня-то.
Мне почему-то кажется (не-кажется-ли-мне), что это связано с общей «мануфактуризацией» жизни - с «разделением труда», предполагающим конвейер с мелкими операциями - не вообще кручивать (нечто неопределённое, в общем и целом), а при- (или за-) -кручивать (гайки, винтики, детали)...
Уж не читывать нам (и не сыпывать над книжкой), а читать, перечитывать, прочитывать или за- (у-) -читывать...
Не бывать нам на том пиру, где
будут бывать.
Счастливец Обломов - как есть счастливец...
![](http://www.bigsauron.ru/valid1662_hbb1bcc3c4cecd65f30f9a0bcaf28337d.jpg)
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.