Родина слышит

Apr 08, 2013 23:09

...Родина знает -
Где в облаках её сын пролетает...

В юности мне часто снился один и тот же повторяющийся сон: я иду по тропинке, вьющейся по невысокому холму, передо мной целый ряд людей, а позади - никого, только вереница зеркал с моими детскими отражениями: вот я была такая, потом стала такая, потом ещё другая... но это всегда я.
Вот-вот - и можно будет поймать и запечатлеть моё отражение, перевести в фотографический слепок, воплотить хотя бы на бумаге...

Наяву же я часто думала: какими были мои предки? чем они занимались, какие у них были лица, руки, глаза, волосы, характер?
Как бы я хотела увидеть хоть одного из них!

На самом деле моих детских фотографий раз-два и обчёлся: у меня нет младенческих портретов: ну хотя бы как у Лили - до года, в капоре и одеяле, с пухлыми щеками... Самый ранний портрет датируется полутора годами, затем два с половиной, шесть, потом школьные чаще: первый класс, второй, третий, четвёртый и дальше, примерно одна фотография в год-два...

И вдруг - чудо!

Вообще в последние несколько месяцев не покидает меня стойкое ощущение, что ждала я долго (долго, долго...) перед тарковско-сталкерской дверью в комнату исполнения желаний и наконец шагнула.

И не только всё моё детство ожило и предстало в фотодокументах - общенововасильевских, но и вся жизнь моей семьи и моего рода побежала вспять, как мандельштамовский родник, бегущий обратно в крепь цепочкой, пеночкой и речью...

Как раз вчера, не раньше и не позже, а в праздник благовещения пришла мне очередная благая весть: Игорь Гузиков, Володя Колодин и, наверное, ещё другие нововасильевцы (по рождению, уже не по проживанию) завершили очередной подвижнический труд: расшифровали с очень тёмных и неясных копий метрические записи конца девятнадцатого - начала двадцатого века.

И я нашла даты рождения почти всех дедушкиных братьев и сестёр! - половину информации, которую я считала невосполнимо утраченной: в один из последних своих приездов к нам в Сумы дедушка Павлик продиктовал мне все годы жизни и смерти своих родных братьев и сестёр, и я записала их в блокнотик, который потом потерялся «на дорогах жизни»...

А потом - по некоторым совпадающим графам и по отчеству - я нашла и имена прадедушкиных (Ивана Павловича) братьев Жмаевых: их звали Тимофей, Василий и Пётр (да, точно: один из дедушкиных двоюродных братьев - Иван Петрович - жил на Покровской улице, нашей родовой).

Одного из них расстреляли тоже - но вот тётя Катя не помнит, когда. Говорит, что она слышала выстрелы, но ей казалось, что она слышала и как расстреливали взятого в заложники - её дедушку, а моего прадеда - Ивана Павловича Жмаева, - но его расстреляли за четыре года до её рождения.

Возможно, что «на бедарке» повезли на расстрел одного из братьев дедушки уже во время сталинских репрессий.
Или тогда же, во времена террора двадцатых годов, когда и прадедушку Ивана, и оба рассказа мамы или тёток (дедушки моего сестёр) так ярко проявились в сознании девочки Кати, что стали реальным воспоминанием...

И мало того: оказалось, что детей было гораздо больше, чем семеро выживших, о которых я знала, - наверное, умерли они во младенчестве.

Причём там было аж два Дея (такое это имя - Дей, от греческого «божественный»), и оба, наверное, умерли маленькими.

Вот я их выстроила по хронологии и добавила своего дедушку, записей о котором нет, поскольку они кончаются 1903 годом, а дедушка мой родился в 1906-м:

Дей - 4 июня 1885
Вера (бабушка Вера Сорокина) - 18 марта 1888
Дей - 19 января 1892
Михаил (это тёти Катин отец, именно этот год она называла мне по телефону) - 22 августа 1894
Мария (бабушка Маруся Вихляева) - 17 ноября 1896
Адам - 30 (декабря? ноября? апреля? предыдущая запись датируется ноябрём-декабрём, следующая - маем) 1899
Екатерина - 22 мая 1901 (Михеева, та, что умерла рано, в 54 года, - значит, в 1955-м)
Николай (о нём я тоже не знала) - 10 мая 1903

Нет Нади (наверное, она в 1904-м родилась? или просто не записали*) - бабушки Нади Васильевой, - и нет моего дедушки Павлика (14 июня 1906-го).

Значит, на том самом тройном портрете, сделанном ими в 1960-м году, бабушке Вере 72 года, бабушке Марусе 64, а бабушке Наде неизвестно.
Дедушке Павлику, самому младшему из детей, тогда было всего 54 года.
Столько, сколько (почти) мне сейчас...

А если посчитать приблизительно (отсчитав от рождения первого ребёнка двадцать лет назад), то прадед мой родился, наверное, году в 1865-м, и тогда расстреляли его тоже примерно в таком же возрасте.

Теперь я знаю - скоро мне сообщат оттуда, из этой самой комнаты желаний - и остальную недостающую информацию.

Главное - хотеть правильно...

И знаете что ещё я думаю?
Что вот тот мой повторяющийся сон с серией зеркал - это желание моих предков разглядеть сквозь тьму веков меня...

Ещё осталось невыясненным важное: дедушка Павлик когда-то говорил о своём происхождении из донских казаков.

В разговоре с Игорем Гузиковым я узнала, что (он и сообщил мне эту цитату) «Прозвище молокане - народного происхождения, уличное, как объяснили сами сектанты... Сами же себя они называют: последователи Тамбовского и Владимирского толков - духовными христианами; последователи Донского согласия и другие новообразованные общины (штундисты и баптисты) - евангелическими христианами. ...Тамбовского согласия, потому что главные поселенцы вышли из Тамбовской губернии; Владимирского - из Владимирской; Донского толка - с Дона. Последователи двух первых толков главным образом - крестьяне, а последователи Донского - казаки», - писал в своих заметках о молоканах, живший в 1880-х в Ново-Васильевке, Владимир Николаевич Корсаков [4]».
(4. Корсаков В. Н. Молокане. Из заметок земского врача // Русский Вестник. - 1886. - NoNo 2, 10).

Против фамилий и имён всех Павловичей Жмаевых (моего Ивана, Тимофея, Петра и Василия) написано «баптистского».
Значит, дедушкины предки точно были не тамбовские (только бабушки Марусины), вот откуда его дюже (даже дюж: он говорил: дюж ты умная...) и его пызабыл (они пели песню у нас, я их записывала на магнитофон, дедушка сбился и говорит: а вот тут я позабыл... пызабыыыл - горестным эхом поддразнила бабушка...).
И вот откуда наша семейная страсть-любовь к шолоховским героям - кем бы ни был написан этот гениальный текст.

Но раз говорил он что-то про Дон, то значит и были его предки казаками, переселившимися из донских степей в таврийские.

Подождём.

* Уточнила в мае 2015 года у тёти Дины - дочери рано умершей Кати Михеевой, - говорит, бабушка Надя Васильева родилась в 1888 году, а бабушка Вера якобы - по словам самой Веры - записана 1888 годом, но на самом деле родилась в 1886-м. (?) И число тётя Дина называет другое - 1 апреля 1886.

Музыкальный киоск



© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

Нововасильевка, сны, дедушка Павлик, шёлковый путь, Андрей Тарковский, Беллини, музыкальный киоск

Previous post Next post
Up