Часть вторая
Часть первая Да вижу я, вижу, что вы уже просто извелись от любопытства: кто такие эти
молокане?
Я сама толком не знаю - нет, не про суть этой веры, а про то, были ли предки дедушки и бабушки молоканами, духоборами - дедушка в молодости и выпивал понемногу, и курил, и верующим не был (я уже рассказывала, как он уверовал на войне в результате случившегося с ним
чуда), а бабушка Маруся и вовсе в старости крестилась - после смерти дедушки (он умер в 1988 году), услышав от пресвитера на похоронах, что в загробной жизни вновь встретятся только верующие люди, одной веры, - а до того у неё был «свой бог», как у бабушки Максима Горького (и точно так же не любила она надоедать богу, «бубнить» ему свои просьбы)...
А уверовав - и благополучно вернувшись с войны целым и невредимым, дедушка примкнул к адвентистам седьмого дня (субботникам), - течение же это (вычитала я в книге Г. В. Каниболоцкого) возникло в Нововасильевке поздно, гораздо позднее, чем духоборчество и молоканство.
Бабушка моя связь с молоканами отрицала - я думаю, вполне возможно, что дедушкины и бабушкины предки попали в Нововасильевку разными путями: бабушкины, скорее всего, были вольными государственными крестьянами, переселившимися вполне добровольно - на свободные земли, а дедушкины - были высланы по религиозным причинам, а именно духоборческим: духоборы не признавали ни посредников между богом и людьми (ни попов, ни церквей, ни икон - в соответствии с библейским «не сотвори себе кумира»), ни мирской власти, которую они считали (начиная с царя) наместником не бога, а дьявола на земле, - потому что в памяти моей смутно сохранились рассказы дедушки о том, как гнали его родных пешим ходом (а в книге говорится, что тамбовские переселенцы ехали на лошадях), как определили на жительство в голой степи, да поздней осенью, без запасов воды и пищи, и как люди руками и какими-то ветками и сучьями копали себе землянки, чтобы укрыться от холода, - и многие погибли, простудившись или обессилев от долгого пути.
Но так или иначе, - в Нововасильевке очень долго не было «государственной» православной церкви, и все течения и ответвления (даже внутри одного «конфессионного» образования единства не было: были разного рода «толки», потому что у каждого в семье была в руках Библия, и они её читали и «толковали» самостоятельно), на мой взгляд, представляли - в той или иной мере - протестантизм: истина для них заключалась в Слове Божьем, которое прочитать можно было самостоятельно, не прибегая к «толмачам».
Дедушкина Библия - тому свидетельница: уж не знаю, чем им не угодили некоторые места Священного Писания, - однако же факт остаётся фактом: наряду с подчёркиваниями особо важных мест (например, доказывающих правоту празднования именно субботы) в книге этой есть вырванные или зачёркнутые страницы:
И уж если эти люди спорили с авторами Писания - то что им было мнение «наместников дьявола на земле», «потомков Каина»?
Я никогда не была ни особо верующей, ни тем более воинствующей атеисткой: я бы сказала, что в бога я верю, но он для меня живёт не в церкви и не в иконе, не в образе и не в идее: он живёт в слове и нравственности (что для меня неразделимо и, по сути, одно и то же) - том самом единстве морального закона в нас и звёздного неба над нами, о которых писал Кант.
О веротерпимости и уважении к инакомыслию (главное чтобы было само по себе «мыслие») у нововасильевцев пишет и Г. В. Каниболоцкий:
Я помню, как одобрительно отзывалась бабушка о каком-то представителе власти и коммунисте, который, придя в дом к верующим, был приглашён за стол и встал вместе со всеми к молитве (сказав: я чужую веру уважаю): точно так же мы все вставали перед принятием пищи: дедушка читал: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», - а мы слушали, стоя вокруг стола, а потом садились обедать или ужинать.
Потом - после смерти дедушки - это делала сама бабушка... но не без греха: однажды бабушка молилась перед сном, просила у бога защиты, говоря жалобным голоском: «я старая и слабая, беспомощная и беззащитная», - а мама лежала в спальне, поджидая, пока бабушка закончит молитву и тоже придёт спать на другую кровать, и фыркнула, вспомнив, как «слабая и беззащитная» бабушка накануне днём распекла грозным голосом кого-то из домашних за какие-то «чудеса» (ой, Валя, Лиля, Толя - нужное подчеркнуть, - не чуди ты, ради богу...)... бабушка услыхала - и не удержалась, тоже залилась хохотом...
Так она в тот вечер и не смогла закончить молитву - обе были дурносмехи ещё те, - как и мы с Лилей, однажды с позором изгнанные из больницы, где мы лежали с воспалением лёгких (тоже, наверное, были «старые и беспомощные»...): только начнёт опять жалобно молиться богу - и собьётся опять на «
вжизнирадостное» хихиканье.
Твёрдые нравственные устои молокан отразились на общей атмосфере села: пьянство, табакокурение, не говоря уж о более серьёзных грехах, были непозволительны, и в отношениях между людьми не было панибратства или пренебрежительности (я уже рассказывала об этом в лоскутке «
Как вы лодку назовёте» - в «шёлковом» плане он идёт дальше, но готов оказался гораздо раньше).
Наверное, поэтому я никогда не пыталась начать курить или вести какой-нибудь этакий «богемный» образ жизни - даже работая в театре почти десять лет завлитом, - в театре! где курят все! - я продолжала соблюдать - совершенно неосознанно - «молоканские устои», о которых я тогда не помнила и каковых не осознавала, а молокане и вся прочая давняя история имели статус каких-то почти древнегреческих мифов с вымышленными персонажами: мы были советские люди, какие там ещё молокане (принадлежность моих предков к которым ещё большой вопрос)?
А просто это лежало где-то глубоко в генах - и «богемный» способ существования находился далеко за пределами моего «миропорядка»: все эти декадентские позы и «запахи серы» были из разряда хождения по потолку: я представля-я-аю, как бы вытаращили на меня глаза все мои родные, вздумай я взять в руки сигарету, - с гораздо меньшим изумлением они наблюдали бы, как я пошла по потолку... не-е-ет, к чему нам эти «потери идентичности»?
При этом никто из верующих бабушек и дедушек, тётушек и дядюшек никогда не пытался «наставить меня на путь истинный»: я запомнила единственную попытку какой-то дальней родственницы применить ко мне, прочитавшей к третьему классу всю детскую и взрослую часть нововасильевской библиотеки, дешёвую агитацию из религиозных брошюр: мол, одна девочка не слушала маму, не верила в бога, вышла на дорогу - и там её сбил автобус...
Эти слова услышала моя мама, как раз вошедшая в соседнюю комнату, и сказала: тётя Вера (Надя или Маруся, не помню), не нужно такое ребёнку говорить: во-первых, она хорошая и послушная девочка, а во-вторых - пионерка, и в школе их учат другому... А вырастет - сама решит, что ей делать и во что верить...
К веротерпимости необходимо прибавить ещё и национальную толерантность, признание за каждой нацией «
права на самоопределение» (этот лоскуток тоже давно готов): Таврию населяли русские, украинцы, греки, болгары, евреи и немцы:
Люди там и тогда делились на две нации: авелей и каинов, которые встречались среди всех наций, - и я это тоже твёрдо усвоила вслед за своими предками: одна наша родственница (моя двоюродная тётя Рая, мамина двоюродная сестра, дочь бабушки Маруси Вихляевой, родной сестры дедушки Павлика) была замужем за немцем-авелем (жителем одной из колоний, устроенных при Екатерине), и даже уезжала из Нововасильевки (а потом русские каины подвергали её и наших родных репрессиям, но об этом я расскажу во «Фламандском соре...», - когда этого авеля угнали немецкие каины: это мне рассказала тётя Катя - упомяну пока кратко, а подробности опять-таки в «соре», - что немцы-фашисты не репатриировали таврийских немцев, а именно угнали, как угоняли они «русских свиней», - очевидно, уж таким было «русское свинство» заразным, что появилась порода и «немецких свиней»)...
Я покажу всего лишь две странички, но настоятельно рекомендую заглянуть в соответствующий период истории в третью часть книги: о том, как фашисты вопреки «народным чаяниям» не распустили колхозы и не роздали «землю крестьянам», а, напротив, ухудшили условия рабского колхозного труда, для дисциплины расставив по краям колхозных полей виселицы, - и как угоняли они в Германию молодёжь, и как уничтожали не только евреев, а и детей от смешанных браков (когда только мать или отец были евреями), обещая увезти в Мелитополь «к вашим папам и мамам», - и действительно увезли: ПОД Мелитополь, под землю, где в общей траншее уже лежали их родители... приезжая в Приазовье из Мелитополя или, наоборот, возвращаясь обратно, мы проезжаем мимо мелитопольского «бабьего яра» - прямо у дороги, у села Константиновка, - поэтому хорошо помним про то, как
вин знав куда быть и
каким на самом деле было военное время...
Причём маленьких евреев (и полуевреев) убивали очень культурно - экономя пули, просто закалывали деток штыками.
Не знаю только, говорили ли им при этом каины спасибо, - и благодарили ли дети в ответ...
.................................................
Каждая книга, даже если это научно-справочный текст, - это прежде всего портрет её автора: лицо, лик - или нечто ускользающе-текучее, готовое сменить очертания в зависимости от конъюнктуры.
Кому как не преподавателю истории было известно, как постоянно переписывается и затирается большинство её страниц...
Из-под буковок этой книги проступает - отчётливо и ясно - ЛИК.
Объективность, честность, огромное сердце и душа, мужество и готовность встретить несогласия или возражения, внутреннее достоинство - и в то же время невероятная скромность: на протяжении книги несколько раз встречаются рассказы о некоем мальчике - очевидце событий, и только на третий или четвёртый раз наконец до тебя доходит, что это сам Григорий Владимирович, когда он был ещё маленьким Гришей (или скорее - по нововасильевской традиции прибавлять к именам детей уменьшительно-ласкательные суффиксы - Гришенька, или Гришутка).
Я знаю, что нововасильевцы хотят установить* памятный знак, посвящённый выдающемуся земляку.
Получится ли это благое дело, пока неизвестно, да и не так уж важно: Григорий Владимирович уже воздвиг себе памятник - нерукотворный, из тех, что выше любого «александрийского столпа» и точно так же неподвластны тлению, ибо его автору был известен секрет долговечности и бессмертия текста - мужество, достоинство и честь его автора:
(Фотография Володи Колодина.)
Но не только умом, душой и сердцем были написаны эти шестьсот страниц (нет, гораздо больше, потому что до сих пор машинописные оттиски существуют в разных вариантах - с зачёркнутым или дописанным / уточнённым текстом).
Это самая настоящая, «высококачественная» проза - написанная воздушными толково-лиловыми мандельштамовскими чернилами, под которыми проступает живая жизнь:
...........................................
Таврия для меня всегда была исключительно
мандельштамовской Тавридой - даже когда я о существовании Мандельштама совершенно не подозревала: читая дедушкину Библию, я мгновенно «телепортировалась» в такие дальние дали и глубокие глубины жизни, что раскатившиеся по обеим сторонам ворот белёные камни (среди которых очень часто попадались какие-то «шестерёночные»: вот представляете себе зубчатое колесо из часов? а теперь дорисуйте ему «задник», то есть придайте глубинную перспективную развёртку... мне почему-то кажется, что это были старые - истёршиеся - мельничные жернова, приспособленные «в хозяйстве» для украшения дорожки к воротам) представлялись мне жерновами само́й истории...
Белёные камни у нововасильевских дворов летом 2010, 2011 и 2012 года
«Когдатошние» мостики со стоками для ливнево-паводковой воды
...А теперь, по сути, эпиграф, вынесенный в коду: я никогда не знала (может быть, в детстве видела, конечно, приходя вместе с мамой в учительскую средней школы, - или встречала в коридорах, когда во втором классе мы ходили учиться в средний корпус многокорпусной средней школы - во время ремонта нашей начальной, - но не запомнила, будучи ребёнком) Григория Владимировича Каниболоцкого.
Но мы с ним - крепкая родня, потому что оба мы - нововасильевцы:
* UPD.
Установили - 11 августа 2014 года (на
средства земляков), а 9 марта 2015-го
зажгли звезду на Аллее Славы в Приазовье.
И вот ещё
биография Григория Владимировича.
Продолжение следует...
Музыкальный киоск
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.