И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме...
Осип Мандельштам
И всюду страсти роковые,
И от суде́б защиты нет.
А. С. Пушкин. Цыганы
В рамках продвижения к светлой цели - vita nuova - ходила утром на стрижку к моей почти уже старинной подруге - парикмахерше Анечке, у которой я стригусь вот уж больше десяти лет, - под осенним мелким дождичком, почти пылью, взвешенной в воздухе с «туманцем и слезой».
И ещё на пути туда приметила два дерева, позеленевших от старости, покрытых малахитовым мхом, а на обратном
сфотографировала.
Альбом:
Зелёный Гайдн
Это был старый яблоневый сад, я ещё застала его - уже заброшенным, но плодоносящим, с красивыми и вкусными яблоками: белыми и румяными, прозрачно-жёлтыми и зеленоватыми... сочными, с кислинкой - и сладкими-пресладкими, с брызжущим во все стороны соком...
Яблони были посажены рядами, через каждые пять или десять рядов шли «просёлочные» двухколейные дороги, очевидно, для проезда грузовиков во время сбора урожая.
Потом окраину строили-строили - и наконец застроили домами, и проложили к самым дальним, в глубине микрорайона (где живёт Аня), одну дорогу - бетонку.
А редкие яблони остались доживать свой век уже как часть городского пейзажа.
И в тот самый момент, когда я фотографировала эти каменные стволы, я вдруг поняла аналогию - почему мне никак не открывался и вдруг недавно буквально распахнулся, растворил все свои створки - Гайдн.
То всё я диву давалась: ну почему, почему?
Чем он отличается от Моцарта, Вивальди... от Баха-то понятно... - и почему их я понимаю и слушаю, а Гайдн - как закрытая коробочка, затворённая дверь с глухими бархатными, чёрными портьерами, откуда доносятся звуки прекрасной музыки - но никак не трогают се́рдца!
Недоумевая постоянно, я постоянно же скачивала Гайдна с сайтов с музыкальной классикой, не оставляя надежды услышать... и всякий раз вотще.
А недавно вдруг услышала - и всё так же недоумевать стала: почему раньше не слышала?
И вот сегодня вдруг поняла.
Он просто как зелёное это старое дерево: он тихо стоит уже и слушает только тишину в себе и вокруг себя, и слышит только чистую гармонию, освобождённую от любых повинностей: он не стучится пылающими ветками в твоё сердце, как Вивальди, не раскатывается звонкими золотыми яблоками по глухой и тёмной земле, как Бах, не сияет во все стороны многоголосьем птичьих трелей, как Моцарт, не трепещет на ветру листьями, взыскуя любви и понимания, как Шуберт, не щемит душу прощальной красотой весеннего цветения, роняющего лепестки, - как Бетховен...
И чтобы услышать эту чистую гармонию, нужно самому обрести зелёную свободу - от суде́б и от роковых страстей, от желаний и «взысканий» (не взыскуя понимания и любви: понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?..).
Идти некуда, да и незачем: гармония здесь и сейчас, в тебе и вокруг тебя: остановись, мгновенье, - и послушай...
Музыкальный киоск
https://music.youtube.com/watch?v=WgZ6AGutphQ&list=PLr0MsaDpKsY8fTZCkZn1VWz-ujx8KFMgn https://music.youtube.com/watch?v=CXc2YRJGkZA&list=PLr0MsaDpKsY8fTZCkZn1VWz-ujx8KFMgn https://music.youtube.com/watch?v=VQfoNwIkuT4&list=PLr0MsaDpKsY8fTZCkZn1VWz-ujx8KFMgn Отсюда.
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.