Нашла не только
долго скрываемый от Галины Васильевны реферат (прим. 4) на тему «Средства языкового воплощения фантастики в некоторых произведениях Н. В. Гоголя» («Невский проспект», «Шинель», «Мёртвые души»; потом я переименовала: «О фантастическом у Гоголя с лингвистической точки зрения»), но и статью «Семантически маркированное слово и его роль
(
Read more... )
Только замысел!
Но я потом немного в "Автокоммуникации" об этом писала:
"Фактически в каждом случае коммуникации присутствует ещё и непроизвольная, "фоновая" автокоммуникация, потому что на каждую коммуникацию по модели "Я" - "Другой" неминуемо накладывается "тень автокоммуникативности": каждый участвующий в разговоре слушает и слышит себя, то есть выступает в качестве автоадресата, и корректирует своё сообщение и его коды в зависимости ещё и от собственной реакции, а не только реакции собеседника.
И, естественно, наоборот.
Вообще надо сказать, что создание любого сообщения (участие в любом коммуникативном акте) - крайне опасное предприятие. Наверное, каждому из читающих эти строки знакомо то предчувствие внутреннего обморока, когда, только ещё открыв рот для какого-нибудь самого невинного высказывания, ты тут же оказываешься буквально на краю пропасти: настолько двусмысленным оказывается всё тобой произнесённое... В итоге ты перманентно пребываешь в состоянии шварцевской принцессы из "Голого короля", которой более опытные фрейлины постоянно твердили: "Умоляю вас, молчите, принцесса! Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи..." Любое произнесённое тобой слово оказывается бахтински амбивалентным, то есть способным мгновенно утащить за собой на самое дно "смехового низа"... Особенно если собеседниками или слушателями у тебя оказываются ловкие "шифтеры", способные мгновенно уловить эту мерцающую двусмысленность, шлейф иной ситуации, след "чужого слова" и тут же "переключить" любую самую бесхитростную фразу, перевести её в насмешливые кривозеркальные миры...
"Поэт - издалека заводит речь. Поэта - далеко заводит речь" (Марина Цветаева)".
Reply
У нас в лаборатории был сотрудник, очень славный, добрый, во всех отношениях замечательный человек. Но у него была одна особенность: он был зациклен на теме секса и всего с этим связанного. И любую твою фразу он тут же переосмысливал и подавал совсем в другом значении. Начинаешь говорить и по его улыбке уже видишь, что произносишь очередную непристойность, хотя на самом деле говоришь о совершенно невинных вещах. Он был виртуоз, во всём мог увидеть намёк на определённые действия или органы.
И другие как-то учитывали этот его талант и умели подбирать одни слова и избегать других. А у меня то ли язык забегал вперёд мыслей, то ли ума не хватало избегать ловушек, я в них то и дело попадала.
Люди у нас работали очень хорошие, и все смеялись добродушно, не обидно над очередным моим промахом. Да ничего особенного в таком переосмыслении никто и не видел, все относились к этому очень просто:)
Но мне не нравилось попадать в такие ситуации, я раздражалась. Ну невозможно же нормально общаться, если каждое слово надо обдумывать на предмет возможного переосмысливания.
Это качество у того сотрудника появилось не сразу, а с возрастом, и чем дальше, тем всё больше. Уже на патологию походило.
Reply
Не догоню, так хоть согреюсь, не могу в реале этим заниматься - так хоть поговорю.
Я всегда знала: чем больше человек говорит об "этом", тем, значит, меньше у него возможностей для "актуализации". :)
Reply
Leave a comment