Зенитка

Apr 12, 2012 20:41

В украинской культуре есть (сугубо национальная) модель юмора, основанная на матриархальном укладе жизни украинцев: когда баба всяко репрессирует деда.

Уж она его и рогачом, и просто так по спиняке, а уж словесно... святых выноси!

Широко известен построенный на этой (и не только) модели рассказ Остапа Вишни «Зенитка» (а здесь - в переводе на русский для «клятых москалей», с потерей процентов девяноста всей прелести).

Я уже цитировала однажды рассказ другого автора (увы, не запомнила его фамилии), прочитанный мной в восьмидесятых годах прошлого века в сборнике рассказов (тогда молодых) писателей:

«Посеред вулиці Петра Пилиповича розморює ще дужче, дядько важко налягає мені на плече й горлає на весь куток:

Бог - создатель цього свєта,
На котором ми жівйом.
Дядькові Петрові многая лєта,
Многая лєта пропойом.
За його здоровля, за його здоровля,
За його здоровля крикнемо: «Вра-а!».

Коло криниці Ліда Хаврунова, дядькова сусідка, бере воду.
- Ото зараз баба дідові зрадіє! - сміється до нас. - Не знатиме, де й посадовити.
- А вона в мене завсігди радіє, коли з походу додому живий-здоровий повертаюся. Вона в мене ха-роша баба, от вона в мене ха-ро-ша!».
...............
«Тоді, мовби враз протверезівши, відчиняє хвірточку, несміливо ступає на подвір’я, вбирає голову в неосяжні плечиська, весь насторожується, скрадливо й вичікувально озирається навсібіч. З буди, сонно позіхаючи, виповзає Барбос, рудий песюра з обрубаним хвостом.
- Барбосю, наша мама вдома? Кажеш, нема? Ну то й слава богу! Не буде кому терендіти».

А сегодня мне преподнесла подарок жизнь - когда я возвращалась в маршрутке с дальнего кладбища, где похоронены мои родители.

На одной из остановок по ступенькам микроавтобуса быстро поднялась довольно бодрая ещё старушка - и скомандовала своему более дряхлому (или просто слабому и больному) супругу:
- Пиднима́йся скори́шэ!
- А якщо́ нэ получаеться? - отвечал тот, с трудом вскарабкавшись на первую от земли и переводя дух на второй.
- Трэ́ба, шоб получилось! - отвечала строгая жена...
- ...Нэ крычи́ть на ди́да! - сделали ей шутливое замечание пассажиры.
- И крычать буду, и щэ й палкой [дедовой палкой, ей палка явно не понадобится ещё лет десять] надаю! Щэ й по пы́ци* натовчу... - мгновенно отшутилась старушка под одобрительный смех пассажиров, состоящих из коренного населения бывшей сельской окраины и из посетителей кладбища, вооружённых вениками, лопатами, граблями и прочими орудиями труда.

Ну а зенитки у нас всегда под рукой.

* Пика [пы́ка] - морда, рожа.




Киномузыкальный киоск

image Click to view



© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

искусство и жизнь, народ, филоух, этнографические заметки, менталитет, национальный культурный компонент, подарки жизни, музыкальный киоск

Previous post Next post
Up