Рассказывая о своём моршинском детстве, lidiamp вспомнила и школьные письменные принадлежности, и процесс обучения письму, представив документальные свидетельства.
О таком почерке в первом классе я и не мечтала, писала как курица лапой. Тетради у нас были без картинок, совершеннно лаконичные. Особым счастьем некоторых одноклассников были тетради московские или ленинградские, с более гладкой бумагой, у меня же их никогда не бывало. Мы никогда не писали в тетрадях с дополнительными линейками, не говоря уже о косых! В первом-втором классе были тетради в широкую линейку, дальше - в узкую. Тетрадей моих не сохранилось. Матушка следила за тем, чтобы в доме не скапливался "хлам" С первого класса мы пользовались автоматическими ручками с открытым пером. Фиолетовых и лиловых чернил не дозволялось, только разные оттенки синего. Я любила берлинскую лазурь. Не понимала папу, всегда писавшего зелеными чернилами, а вот сейчас мне зеленые чернила нравятся больше всего... Во втором классе я стала получать тройки по чистописанию, почерк был драно-неврастенический. Класная руководительница показала мне тетрадь отличницы-промокашки: - Вот как надо! А ты что за каракули в тетрадке корябаешь? Кроме того, врожденной грамотностью я не отличалась. В результате я стала для себя, из любви к каллиграфии, переписывать по 2 страницы учебника родной речи в день. В особую тайную тетрадку. Надо сказать, мне эти занятия доставляли удовольствие. Почерк выправился, приобрел особые, недетские очертания, выработались автоматизм и скорость. Очень красивый был почерк - точный и холодный. Через 3 месяца таких занятий я перестала задумываться о правописании - все пришло само. Перед тем, как я пошла в первый класс, мама выбросила моих немногих кукол, сказав, что отныне я ученица, и хватит заниматься глупостями. Вместо кукол я стала много читать, но запойного чтения она тоже не одобряла. С первого класса я каждый день должна была протирать пол во всей квартире, а со второго - варить себе перед школой суп - чистить картошку, морковку, лук и варить их в приготовленном с вечера бульоне. Форма у нас отличалась от российской и украинской. В школу я ходила в черной плиссированной юбке, полосатой, бело-синей блузке и скромном, без оборочек, черном шерстяном фартуке. В парадных случаях блузка заменялась на белую.
Ой, да! Бывали тетрадки с особо гладкой, аж голубовато-прозрачной бумагой. Как в них было замечательно писать, даже "куринолапо"! Я вспомнила сразу о замечательном сравнении у Валерия Попова: "Хожу по коридорам: чисто, прохладно, как в тетрадке между страниц". В таких тетрадях был особый такой "античный холодок" - как на экзамене за букетом сирени сидеть. :)))
У мамы в альбоме их с папой для фоток (в белом плюшевом переплёте) хранятся два письма, написанных зелёными чернилами (тогдашний шик): от папы и от первого воздыхателя Вани.
Я любила чернила фиолетовые с зелёным отливом (как перо у селезня на крыле или у петуха на хвосте), но это уже в четвёртом-шестом классе, когда у меня неожиданно прорезался мелкий узкий красивый почерк, сменившийся потом безобразно широким и разлётистым ("размахнись, рука, раззудись, плечо").
Бедная девочка. Так бы обняла и пожалела "через года". Две мои куклы дожили до нынешних дней (скоро покажу фотки), я играла в куклы до 8 класса (расскажу там же, как я это совмещала с чтением, например "Воскресения" Толстого). И дожило бы четыре, если бы мой старший племянник однажды не впал в необъяснимый вандализм (наверное, ему хотелось посмотреть, что внутри: куклы были большие и с закрывающимися глазами) и не разбил обеим головы. Мама погоревала и выбросила. Это мне уже лет 20 было. На нас с Лилей была обязанность субботней уборки и мытья посуды. К плите нас не допускали никогда. Я так ненавидела мыть посуду, что мы с Лилей делили обязанности "поровну": я делала уборку во всём доме, а она мыла посуду (и я не чувствовала себя дискриминированной).
Посуду мыть - само собой, лет с семи. Не люблю это занятие до сих пор, но мою. Жалеть меня нечего, матушка моя много времени проводила на работе. В ее отсутствие, после обязателной программы, я делала все, что заблагорассудится. Никто никогда не проверял у меня уроков и не спрашивал, что я читаю и где гуляю. Будь она дома почаще - я бы с ума сошла, а так - ничего, утром покричит для воспитания, вечером поорет для острастки, и весь день - тишь да благодать :)
У меня мама только одну "дефективную" куклу выбросила, и то я до сих пор помню и жалею эту бедняжку. Мы уезжали из домрайсада, собрали вещи, потом складывали на грузовик. И вот я вдруг увидела, что мама одну куклу-инвалида (то ли нога потерялась у неё, то ли рука) выбросила на мусорник - такой деревянный ящик на краю усадьбы. Я пошла забрала и опять положила в мешок (любое обездоленное существо тут же попадало под мой нерушимый протекторат). Потом обнаружилось, что мама всё-таки опять унесла несчастную на мусорку. Как я её потом жалела - эту бедную сиротку! Ведь была нарушена формула справедливости...
Тамарочка. а вы замечали, что от качества бумаги в тетрадках и даже от качества обложки (были шершавые, рыхлые, тусклые, а были блестящие, гладкие, лощёные) зависел почерк? В хороших тетрадках у меня и почерк был лучше.
Конечно! Перо не цеплялось, не выдёргивало волокна, эти волокна не делали клякс. Вообще иезуитство было - заставлять бедных детей корябать по такой жуткой, почти обёрточной бумаге. Я думала вот недавно: почему мы покупали эти плохие тетради? Ведь цена или одинаковая была, или на копейку различалась: максимум копейки три с хорошей бумагой тетрадка стоила. А вот сдаётся мне, что с хорошей бумагой трёхлинеечных не делали - мол, всё равно учатся, только портят. Может, правда, и ошибаюсь - страшно даже подумать, сколько лет прошло.
Бог мой, как интересно написано!!! я в восторге! Вот так мелкая точечка становится огромной...нет, не кляксой, а целым миром, добрым и точным одновременно...
А всё Лида наша - помнящая обо всех этих ручечках, промокашечках, линеечках... Оказывается, у всех оно в памяти хранится! Нужно только за нужную верёвочку дёрнуть - дверь и откроется...
А я знаешь как? Полюбуюсь-полюбуюсь в немом восхищении - потом прижму, расцелую - и опять на вытянутые руки отстраню и любуюсь... Так прямо и увидела тебя с этими ленточками и промокашками...
Сама себя увидела))) и вот же: уже приготовила кучку фотографий(и когда успела?) школьных, сложила рассказик в голове, собралась ехать в Кременчуг, но сперва поеду к крёстной, ей всё же уже почти 90 лет! А она мне прислала "родовід". А в Кременчуге-подружка школьная ждёт..как разорваться???
О таком почерке в первом классе я и не мечтала, писала как курица лапой. Тетради у нас были без картинок, совершеннно лаконичные. Особым счастьем некоторых одноклассников были тетради московские или ленинградские, с более гладкой бумагой, у меня же их никогда не бывало.
Мы никогда не писали в тетрадях с дополнительными линейками, не говоря уже о косых!
В первом-втором классе были тетради в широкую линейку, дальше - в узкую. Тетрадей моих не сохранилось. Матушка следила за тем, чтобы в доме не скапливался "хлам"
С первого класса мы пользовались автоматическими ручками с открытым пером. Фиолетовых и лиловых чернил не дозволялось, только разные оттенки синего. Я любила берлинскую лазурь. Не понимала папу, всегда писавшего зелеными чернилами, а вот сейчас мне зеленые чернила нравятся больше всего...
Во втором классе я стала получать тройки по чистописанию, почерк был драно-неврастенический. Класная руководительница показала мне тетрадь отличницы-промокашки:
- Вот как надо! А ты что за каракули в тетрадке корябаешь?
Кроме того, врожденной грамотностью я не отличалась.
В результате я стала для себя, из любви к каллиграфии, переписывать по 2 страницы учебника родной речи в день. В особую тайную тетрадку.
Надо сказать, мне эти занятия доставляли удовольствие.
Почерк выправился, приобрел особые, недетские очертания, выработались автоматизм и скорость.
Очень красивый был почерк - точный и холодный.
Через 3 месяца таких занятий я перестала задумываться о правописании - все пришло само.
Перед тем, как я пошла в первый класс, мама выбросила моих немногих кукол, сказав, что отныне я ученица, и хватит заниматься глупостями.
Вместо кукол я стала много читать, но запойного чтения она тоже не одобряла. С первого класса я каждый день должна была протирать пол во всей квартире, а со второго - варить себе перед школой суп - чистить картошку, морковку, лук и варить их в приготовленном с вечера бульоне.
Форма у нас отличалась от российской и украинской.
В школу я ходила в черной плиссированной юбке, полосатой, бело-синей блузке и скромном, без оборочек, черном шерстяном фартуке. В парадных случаях блузка заменялась на белую.
Reply
Я вспомнила сразу о замечательном сравнении у Валерия Попова: "Хожу по коридорам: чисто, прохладно, как в тетрадке между страниц".
В таких тетрадях был особый такой "античный холодок" - как на экзамене за букетом сирени сидеть. :)))
У мамы в альбоме их с папой для фоток (в белом плюшевом переплёте) хранятся два письма, написанных зелёными чернилами (тогдашний шик): от папы и от первого воздыхателя Вани.
Я любила чернила фиолетовые с зелёным отливом (как перо у селезня на крыле или у петуха на хвосте), но это уже в четвёртом-шестом классе, когда у меня неожиданно прорезался мелкий узкий красивый почерк, сменившийся потом безобразно широким и разлётистым ("размахнись, рука, раззудись, плечо").
Бедная девочка. Так бы обняла и пожалела "через года".
Две мои куклы дожили до нынешних дней (скоро покажу фотки), я играла в куклы до 8 класса (расскажу там же, как я это совмещала с чтением, например "Воскресения" Толстого).
И дожило бы четыре, если бы мой старший племянник однажды не впал в необъяснимый вандализм (наверное, ему хотелось посмотреть, что внутри: куклы были большие и с закрывающимися глазами) и не разбил обеим головы.
Мама погоревала и выбросила. Это мне уже лет 20 было.
На нас с Лилей была обязанность субботней уборки и мытья посуды. К плите нас не допускали никогда.
Я так ненавидела мыть посуду, что мы с Лилей делили обязанности "поровну": я делала уборку во всём доме, а она мыла посуду (и я не чувствовала себя дискриминированной).
Reply
Жалеть меня нечего, матушка моя много времени проводила на работе. В ее отсутствие, после обязателной программы, я делала все, что заблагорассудится. Никто никогда не проверял у меня уроков и не спрашивал, что я читаю и где гуляю. Будь она дома почаще - я бы с ума сошла, а так - ничего, утром покричит для воспитания, вечером поорет для острастки, и весь день - тишь да благодать :)
Reply
Мы уезжали из домрайсада, собрали вещи, потом складывали на грузовик. И вот я вдруг увидела, что мама одну куклу-инвалида (то ли нога потерялась у неё, то ли рука) выбросила на мусорник - такой деревянный ящик на краю усадьбы.
Я пошла забрала и опять положила в мешок (любое обездоленное существо тут же попадало под мой нерушимый протекторат).
Потом обнаружилось, что мама всё-таки опять унесла несчастную на мусорку.
Как я её потом жалела - эту бедную сиротку!
Ведь была нарушена формула справедливости...
Reply
Reply
Вообще иезуитство было - заставлять бедных детей корябать по такой жуткой, почти обёрточной бумаге.
Я думала вот недавно: почему мы покупали эти плохие тетради? Ведь цена или одинаковая была, или на копейку различалась: максимум копейки три с хорошей бумагой тетрадка стоила.
А вот сдаётся мне, что с хорошей бумагой трёхлинеечных не делали - мол, всё равно учатся, только портят.
Может, правда, и ошибаюсь - страшно даже подумать, сколько лет прошло.
Reply
Reply
Оказывается, у всех оно в памяти хранится! Нужно только за нужную верёвочку дёрнуть - дверь и откроется...
Reply
Reply
Смотрю на тебя в немом восхищении!!!
Reply
Reply
Так прямо и увидела тебя с этими ленточками и промокашками...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment