В записных книжках Гоголя нашла абсолютный шедевр, наглядно демонстрирующий (как и
мой недавний пример) принцип действия презумпции текстуальности, в соответствии с которой любая бессмыслица, будучи включённой в систему языка и речи (став высказыванием, то есть элементом системы), обретает смысл, которым её наделяют остальные элементы системы:
Встреча мужиков.
- Сват, здорово.
- Здорово, сват.
- А что табак-от есть?
- Есть.
- Ну ещё здорово!
(Нюхает)
- Да что ж ты, сват, к нам того...
- Я было того, жена-то таё, я так уж и ну.
(Н. В. Гоголь. Из записной книжки 1841-1842 гг.)
О презумпции текстуальности писал Борис Гаспаров в книге «Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования», почти о том же говорил Юрий Лотман, объясняя введённое им понятие семиосферы: «“Замкнутость” семиосферы проявляется в том, что она не может соприкасаться с иносемиотическими текстами или не-текстами. Для того, чтобы они для неё получили реальность, ей необходимо перевести их на один из языков её внутреннего пространства или семиотизировать несемиотические факты. Таким образом, точки границы семиосферы можно уподобить чувственным рецепторам, переводящим внешние раздражители на язык нашей нервной системы, или блокам перевода, адаптирующим к данной семиотической сфере внешний для неё мир».
Чтобы «семиотизировать несемиотические факты», нам (языку в нас) приходится извлекать смысл из любой малости: из грамматики (морфология плюс синтаксис, как в известнейшем примере Л. В. Щербы про глокую куздру, которая штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка; один только синтаксис, как в записанной Гоголем фразе про жену, которая «таё», и про автора высказывания, который «так уж и ну»), из фонетики (как это бывает в случае так называемой «народной этимологии» типа «стресс - стреск»), из каких-то ритмических или метрических соответствий, порой даже просто «из воздуха» - из ничего, по каким-то отдалённым аллюзиям (этот пример подробно разбирается
здесь, смотреть со слов «А вот и вовсе изощрённый пример - великолепная иллюстрация антибессмысленности практически любого текста»).
Ну и бонус оттуда же, из гоголевских записных книжек, тем, кто дочитал:
(Выражение квартального) Люблю деспотировать с народом дезабилье.
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.