Кто умножает знания

Jul 06, 2009 00:05

Моя старшая сестра Лиля - человек чрезвычайной филологической одарённости, лишь по безалаберности натуры (а скорее от чрезмерного богатства талантов) не окончившая института: в юности она поступала в Запорожский пед, забыла на экзамене, что такое приложение (абсурд! это наша Лиля, о которой учителя твердили, что у неё «грамотность на кончике пера ( Read more... )

домрайсад, живой как жизнь язык

Leave a comment

tamara_borisova July 8 2009, 09:01:33 UTC
Знаете, девочки, а у меня "в младые годы" особо хороших учителей по языку и литературе не было.
Нет, все были хорошие, профессиональные - но по-настоящему "боговдохновенный" учитель у меня появился только на втором курсе института. Это Галина Васильевна, о которой не устану повторять и вспоминать. Причём она даже не была "педагогом", просто ярчайшей личностью, не имела никакой особой методы (и я у неё почти не училась "официально": она всего лишь прочитала у нас "хвостик" курса по современному языку, заменив ушедшую или уехавшую преподавательницу).
"Девкам" моим больше повезло: они были на курс младше, и у них она у них вела спецкурс по лату (лингвистическому анализу текста), ещё какие-то лекции читала и вела практические занятия.
Всё наше общение было или сугубо научное (я как-то запоздала взять тему для первой курсовой работы, вообще подумывая уйти из института, до того там было тошно и примитивно, а Г. В. пришла уже в конце учебного года и предложила темы), или - что самое важное - личностное.
Смешной факт: когда Г. В. переступила порог аудитории, я сидела на самой последней парте огромной длиннющей аудитории без амфитеатра - чтобы даже голос не долетал с кафедры, где стоял(а) очередная(ой) зануда, - и читала книжку.
Г. В. представилась, мы не расслышали, подружка переспросила у меня: "как, как её зовут?", ответила: "да какая разница! всё равно тоска смертная!".

Часто я потом вспоминала свою фразу, когда увидела, какая это была разница...
После встречи с Галиной Васильевной я поняла, что настоящая наука передаётся так же, как у художников: от мастера к подмастерью, когда второй не просто помогает первому (Г. В. никогда не использовала плоды труда студентов, ей хватало собственных мыслей), а - видит, как тот "живёт и работает", и сам пробует растирать и смешивать краски...

Reply

una_tartaruga July 8 2009, 10:38:11 UTC
Да, главное быть подмастерьем, самому "растирать и смешивать краски". Вот оно точное выражение, которое у меня на языке вертелось, когда я писала об Учителе Вам. А Вы подсказали...

А еще важно мимо удачи не пройти. Тоже ведь талант нужен разглядеть...

Reply

tamara_borisova July 8 2009, 10:42:20 UTC
Да, Олечка, тут процесс и труд - непременно обоюдный...

Reply

una_tartaruga July 8 2009, 10:57:47 UTC
А у меня еще в жизни один Учитель был. Я на первом курсе института устроилась корректором в один журнал. Я тогда вообще даже и не задумывалась, что там редакторы такое с текстом делают (хотя нет, мне казалось, что ничего и не делают). На первом курсе нас совсем другому учили. И заместитель главного редактора, редактор от Бога, очень помогла мне найти себя, можно сказать. Она сидела со мной после работы, с шести до десяти вечера. И мы с ней "смешивали краски" -- какой это был кайф! И все это происходило вместо института, на лекции мне уже не хотелось ходить, там все равно ничего нужного не скажут :)

Reply

tamara_borisova July 8 2009, 12:39:26 UTC
Да, только так передаётся мастерство, в основе которого - когнитивные навыки (особенно в науке), методология, инструментарий и обязательное (непосредственное) соприкосновение с "плотью мира", то есть материалом.

И, между прочим, с компами так же.
Я всегда смеялась над заявлениями типа "пойду на компьютерные курсы, чтобы освоить компьютер"... Ага, щас! Даже "щазз". Только из рук в руки - сакральное знание... И постоянное "самокопание" в недрах компа. И только!
А поначалу на курсах вообще без компов учили - усадят всех с тетрадками за столы - и давай учить комповой грамоте. Умора...

Reply

una_tartaruga July 8 2009, 13:14:28 UTC
Ой, не то слово! Без компьютеров, ха-ха!
Когда нас в институте начали компьютерной грамоте учить (я имею в виду реальную компьютерную грамотность, не бейсики-фортраны), только-только появился виндос, 95-й.
Представляете себе, на лекции 100 человек, весь курс. Преподаватель говорит: "Создайте документ", - и подходит ко всем по очереди и показывает, как это сделать. Через полтора часа он обошел всех. Конец лекции. На следующем занятии мы учились сохранять документ, и при этом еще закрепили пройденный материал (создали документ)...

Reply

tamara_borisova July 8 2009, 13:22:08 UTC
Хохочу - басом.

Reply


Leave a comment

Up