Семиделка

Jun 29, 2009 20:32

Прабабушка Катя, дедушки Павлика мама, была семиделка.
Это единственное обстоятельство, дошедшее до меня через толщу лет, да ещё бабушкины лестные отзывы о своей «маме свекровии», как она её называла:

- Мама моя свекровия - хорошая была, меня любила. А сёстры дедушкины меня не хотели - говорили: она бедная и маленькая вон какая!

А я и вправду маленькая: я ещё девочкой была, мне тётка говорила:
- Маняшка, ну что ж ты у нас плохущая такая да маленькая, тебя и замуж никто не возьмёть!
А я ей:
- Взяму-у-уть!

Бабушка моя не раз упоминала о доброте, ласковости и незлобивом характере своей «мамы свекровии», но я почему-то (хотя, конечно же, ясно, что по детскому недомыслию) ни разу не расспросила её подробнее о прабабушке Кате. О прабабушке Марфуне я знала, слушая бабушкин трогательный рассказ, да и мама моя часто вспоминала, как ходила к ним бабушка Марфуня за многие километры в гости, неся драгоценные гостинцы, и портрет бабушки Марфунин сохранился, после смерти бабушки Маруси и потом мамы я забрала его себе...

А прабабушки Катиного портрета нет.

Да и рассказ про семиделку и рассказ про «маму свекровию» в моём сознании соединились не сразу, а спустя много лет, когда начались мои попытки перевести оттиски, сделанные на мягкой восковой пластинке детской памяти, в твёрдую граммофонную запись - текст*... Только недавно я вдруг осознала, что «мама свекровия» и «семиделка бабушка Катя» - это один и тот же человек.

Какая она была? На кого из детей была похожа - точнее, кто из них был на неё похож?
Дедушка Павлик? Его родной брат дедушка Адам?
Их сёстры Вера, Надя, Маруся? Или четвёртая сестра Катя, бабушка Катя Михеева, которой я уже не застала?
«Нет тебе ответа»...



Дедушка Павлик с семьёй



Родные сёстры дедушки Павлика.
Слева направо: бабушка Маруся Вихляева, бабушка Надя Васильева и бабушка Вера Сорокина. Все они жили в Нововасильевке, часто приезжали в Приазовье проведывать дедушку. Фотография сделана в 1960 году, через год после моего рождения



Дедушка Адам

Чем-то на него неуловимо смахивает мой двоюродный брат Серёжа (дяди Толин сын), хотя я всегда считала, что похож он на свою маму - тётю Шуру.




Про дедушку Адама сохранился бабушкин недоуменный рассказ: была у него странная привычка уходить куда-нибудь со двора перед обедом или ужином.
Только, бывало, увидит, что собирают на стол, гремят вилками-ложками, расставляют тарелки, - так сразу куда-то исчезает. Ходи его потом всюду ищи...
Любил, чтобы приглашали его к столу.

Бабушка не уставала удивляться, рассказывая мне об этом:
- Ну ты видел же, что вот-вот люди за стол. Чего ж ты уходишь?!!!
И ведь бабушка поначалу даже не могла сказать ему своё отрезвляющее «не-чуди-ты-ради-богу» (молодая была ещё, чтобы замечания делать родным мужа).
А маме моей (и дяде Толе, и тёте Шуре, и нам, внукам) - и могла, и часто говорила (при каких-то наших алогичных действиях или словах):
- Ой, Валя (Толя-Тома-Лиля), не чуди ты, ради богу!.. (Именно с «у» на конце.)

А я так думаю - просто был дедушка Адам слишком деликатным или слишком гордым человеком, и стеснялся без приглашения за стол садиться, непременно нужно было его пригласить...

...А может, была бабушка Катя такая же красивая, как её внучка Лида (бабушки Маруси Вихляевой дочь)?



Тётя Лида Вихляева, в замужестве Костина

А может, на неё была похожа моя мама или дядя Толя? (Хотя вроде бы мама в дедушку Павлика пошла, а дядя Толя в бабушку Марусю.)

А может, даже я?..

Не узнать теперь, не спросить: натыкаюсь я отныне на это «не у кого»** всё чаще и чаще - как на стену...***

Ну а какая же она была семиделка?
А классическая: вот затеет, бывало, с тестом возню за столом на улице, хвать-похвать - яйца в корзине кончились. Пойдёт в курятник за яйцами - тут на глаза чужая кошка попалась, на цыплят целится. Прогонит кошку со двора аж до самого огорода - как тут бурьян под руку лезет: свет полезному овощу застит. Станет бурьян рвать, а заодно полный подол огурцов и помидоров наберёт, - собака во дворе залаяла, нужно выйти, а то, может, гость или другой какой важный человек. Вернётся во двор - а куры на стол забрались, муку во все стороны лапами разгребли. Станет руками на куриц махать - выронит из подола и растеряет принесённые овощи...

Бабушка Маруся часто маму мою критиковала:
- Ты как бабушка Катя - семиделка! Нужно сначала одно дело до ума довести, а уж потом за другие браться...

...Как-то так незаметно «семиделочные» эти рассказы соединились в моей памяти с другой бабушкиной присказкой, точнее, прибауткой.
Про трёх сестёр «с брачком», которых из-за дефектов речи никто замуж не хотел брать. Пока наконец родители не догадались и не приказали дочерям молчать, аж пока сваты не уедут, а то этак, дурищи, в девках и засидитесь! И все они на разный манер «дефективные» были: кто какую букву не выговаривал, а то и несколько.

И вот будто бы приехали гости - свататься. Родители куда-то вышли, оставив дочерей одних вместе с предполагаемым (изо всех сил чаемым!) женихом...
И тут как назло - курица вскочила на стол и стала там лапами грести.
Первая из сестёр не выдержала и закричала:
- Фый, куя, со стоя! (Фыр, кура, со стола!)
А вторая её усовещивать стала:
- Тебе мама говолила, стобы ты молцяла?
Тут и третья не вытерпела:
- Да и ты б - сидера и морчара, будто деро не твоё!
Так жених и уехал, не женившись ни на одной из нетерпеливых сестёр...

...Выхожу во двор, оторвавшись от компа, где у меня одновременно в работе (вот же сошлось! хоть плачь...) два диссера, один завод и целая куча бесстыже лезущих из дырявого мешка лоскутов, - с целью полить помидоры и цветы. Вижу бурьян, который нагло застит свет какому-нибудь цветочку... кошаков в загородке, которым нужно подсыпать корма, поменять воду, просто занести в дом и опять вынести (они любят перемещения)... кучу строительного мусора, оставшегося ещё при возведении новой кошачьей загородки... кучу же старых шин для новых клумб... так и не пересаженную рассаду лаватеры, уже начинающую цвести... какие-нибудь красоты, требующие запечатления фотиком... поспевшие вишни (клубнику, смородину, абрикосы, яблоки - нужное подчеркнуть)... неметёный двор и участок перед двором... расшатавшуюся кирпичину в дорожке от дома к калитке... Возвращаюсь в дом и вижу засорившуюся канализацию, забившиеся водяные фильтры, посуду в раковине, пыль на неиспользуемом телевизоре, требующие неотложных посевных работ туалетные кошачьи тазики...
...Подхожу к компу и громко кричу пишу:
- Фый, куя, со стоя!!!

Примечания

* В том числе и в ахматовском ироническом смысле: как известно, собираясь рассказать какую-нибудь быличку из своей жизни или из жизни знакомых, Анна Ахматова прежде спрашивала собеседника:
- А я вам эту пластинку ещё не ставила?

** А вот, к счастью, пока что есть: я почему-то думала, что дядя Толя бабушку Катю не застал и не помнит, а он - помнит!
Маленькая, шустренькая, и похож на неё был - дедушка Павлик...
Прожила дольше, чем бабушка Марфуня, умерла уже пожилой.

*** Нет, нет, нет никакой стены!!! Есть, есть, есть прабабушки Катин портрет!!! И не только прабабушкин, а и прадедушкин, и моего дедушки Павлика детский, и его сестёр молодых!



Дедушка Павлик молодой



Дедушка Павлик и бабушка Маруся



Прадедушка Иван Павлович Жмаев, прабабушка Екатерина Ивановна Жмаева (в девичестве Соломатина), мой дедушка Павел Иванович Жмаев между родителями на креслице; сзади него сестра Мария Ивановна Жмаева (в замужестве Вихляева), рядом со своим папой стоит Вера Ивановна (в замужестве Сорокина), рядом с мамой Надежда Ивановна (в замужестве Васильева)

Музыкальный киоск

image Click to view



Это из ИДДКовской «Сомнамбулы» Беллини: Vedi, o madre... e afflitto e mesto (Amina/Elvino)

Состав:

LA SONNAMBULA

Opera in two acts/Oper in zwei Akten/Opera en deux actes
Libretto: Felice Romani

Amina .................................MARIA CALLAS

Teresa ................................FIORENZA COSSOTTO

Il conte Rodolfo ...............NICOLA ZACCARIA

Elvino ................................NICOLA MONTI

Lisa .....................................EUGENIA RATTI

Alessio ................................GIUSEPPE MORRESI

Un notaro ............................FRANCO RICCIARDI

Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Milano

Chorus Master/Chorleitung/Chef des choeurs: Norberto Mola

conducted by/Dirigent/direction

Antonino Votto

Recorded: 3-9 III.1957, Basilica di Santa Eufemia, Milano

© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами или плагиаторами (что, в принципе, одно и то же).

девочка душа, Нововасильевка, бабушка Маруся, бабушка моя говорила, Беллини, домрайсад, дедушка Павлик, шёлковый путь, живой как жизнь язык

Previous post Next post
Up