Зачем профицит, если деньги лежат мертвым грузом?

Jun 20, 2019 13:09


Впервые за последнее время рост доходов федерального бюджета оказался не связан с ценами на нефть и газ.

В Госдуме скептически относятся к планам правительства вывести российскую экономику в пятерку сильнейших в мире. © Фото seniorLiving.org



Депутаты Госдумы переписали во вторник федеральный бюджет на 2019 год,  одобрив соответствующие изменения в первом чтении. В последние несколько  лет такие правки стали уже традиционными, однако на этот раз есть пара  отличительных особенностей.

Во-первых, в этом году корректировки госсметы хоть и были вызваны  изменениями макроэкономической ситуации, оказались незначительными и  касаются лишь нескольких бюджетных параметров. Например, правительство  прогнозирует ослабление курса национальной валюты к концу текущего года  до 65,1 рубля за доллар (изначально в бюджете заложили соотношение  63,9:1). Большинство остальных прогнозов, в том числе по приросту ВВП,  стоимости нефти, инфляции, инвестициям и т. д. пока остаются  неизменными.

Во-вторых, пожалуй, впервые за последнее время рост доходов  федерального бюджета оказался не связан с ценами на нефть и газ. Как  ожидается, к концу этого года доходная часть госказны увеличится на  205,6 млрд рублей. При этом нефтегазовые доходы сократятся почти на 59  млрд рублей по сравнению с ранее запланированными.



Падение нефтяных доходов удалось скомпенсировать повышением НДС (с 18%  до 20%) и увеличившимися сборами по налогу на прибыль организаций. В  итоге ненефтегазовые доходы бюджета выросли на 265,5 млрд рублей.

Вы ленивы, раз плохо живете

Как пояснил на заседании Госдумы глава Минфина Антон Силуанов,  сокращение доходов от продажи углеводородов связаны с введением в  действие механизма стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем  рынке. Однако в сопроводительных материалах к проекту говорится, что на  сокращение поступлений также повлиял рост курса доллара в первом  квартале текущего года, снижение цены на нефть в конце прошлого года, а  также объемов ее экспорта.

Дополнительные доходы увеличат расходы госказны в 2019 году на 256,5  млрд рублей. Одновременно депутаты в рамках рассмотрения законопроекта  также перераспределили 100 млрд рублей по отдельным бюджетным статьям.  Только на закрытые «оборонные статьи» бюджета правительство решило  направить 90 млрд рублей. Львиную долю из образовавшихся и  перераспределяемых средств - 78,2 млрд рублей также вложат в развитие  транспортной инфраструктуры, а еще свыше 30 млрд рублей отправится в  федеральный дорожный фонд.

На социальную сферу останутся по большому счету лишь крохи. Хотя  здравоохранению все же перепадет дополнительно 13 млрд рублей. По словам  депутатов, эти деньги помогут решить проблемы в ряде регионов с  прививочными вакцинами и лекарствами для ВИЧ-инфицированных. Еще 5 млрд  рублей выделят на выплаты многодетным семьям по 450 тыс. рублей для  погашения ипотечного кредита в случае рождения третьего или последующего  ребенка. 4,3 млрд рублей выдадут регионам для софинансирования  региональных доплат к пенсиям. 3 млрд рублей пойдут на увеличение  расходов в сфере образования.

А вот на финансировании федерального проекта по сохранению озера Байкал  правительство решило сэкономить и потратит в текущем году меньше на  103,6 млн рублей. Зато нашлись деньги - 133,1 млн рублей на борьбу с  мраморным клопом, который портит урожаи в Абхазии.

Что не подарит Путин

Главный же спор в Госдуме развернулся не вокруг распределяемых средств,  а по вопросам проводимой правительством бюджетной политики, хотя  Силуанов сразу сказал, что эта тема к законопроекту отношения не имеет.  Несмотря на это, депутаты от оппозиционных фракций в очередной раз  озвучили требования по смене социально-экономического курса  правительства.

Депутат от КПРФ Валентин Шурчанов недоволен тем, что власти скопили 10  трлн рублей в качестве «заначки» и не хотят тратить эти деньги на  развитие экономики и повышение благосостояния граждан. «Мы три года уже  об этом говорим, а в ответ слышим про плохие условия. Ну, тогда можно  вообще в гроб лечь и ждать, пока помрем», - возмутился Шурчанов.

В ЛДПР также заявили, что бюджет должен стать «инструментом для  достижения стратегических национальных целей». «Такой целью не может  быть показатель инфляции, это должен быть рост благосостояния наших  граждан, а сейчас у нас больше половины тратят зарплаты на еду и одежду,  а половина многодетных семей - малоимущие. Зачем нам нужен профицит  бюджета и стабильность, если мы не можем улучшить жизнь людей?», -  спросил либерал-демократ Сергей Катасонов.

Валерий Гартунг из «Справедливой России» подсчитал, что за два  последних года профицит бюджета суммарно составит 5 трлн рублей «плюс  накопленные остатки на счетах, итого - почти 10 трлн рублей». «При этом  не хватает денег на образование и здравоохранение. Если вам этих  триллионов не хватает, возьмите в нефтегазовом секторе - там еще 10 трлн  найдете», - убежден депутат.

«Граждане очень чувствительны к росту цен»

Гартунг также заявил, что если правительство продолжит работать  нынешними темпами, то ему не удастся выполнить президентское поручение  вывести российскую экономику в пятерку сильнейших в мире. «Как бы не  получилось так, что мы через пять лет из десятки вылетим», -  забеспокоился Гартунг.

На сторону депутатов также фактически встал принявший участие в  дискуссии глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он, в частности усомнился  в том, что правительству по итогам 2019 года удастся добиться роста ВВП  в 1,3%, а также сократить число бедных в России с 13% до 10,5%.

В Госдуме же также сомневаются еще и в эффективности исполнения самого  бюджета. Так, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров  сообщил, что за истекшие пять месяцев 2019 года федеральные проекты  были исполнены почти на 30%, однако применительно к межбюджетным  трансфертам по регионам - только на 12%. По его словам, проблема в том,  что под выделяемые на реализацию проектов деньги из бюджета «не  заключаются контракты». «Все стоит, все чего-то ждут. В регионах работа  не идет. Бились за то, чтобы построить школу, больницу, а потом  выясняется, что, оказывается, по этому объекту нет документации», -  пояснил депутат.

В итоге число незавершенных объектов по стране растет и уже превысило  отметку в 12072, а деньги продолжают лежать мертвым грузом в бюджете.

https://www.rosbalt.ru/business/2019/06/19/1787650.html

деньги, макроэкономика

Previous post Next post
Up