Магазины превращаются в столовые.

Jun 04, 2019 12:23


Отечественные потребители стали реже готовить  дома, свидетельствуют данные крупнейших продовольственных ретейлеров  России. По словам представителей сетей, в последний год продажи готовой к  употреблению еды растут двузначными цифрами, что заставляет их все чаще  задумываться о конкуренции с ресторанным бизнесом.



Сергей Савостьянов/ТАСС

Пока общий рынок ready to eat (готов к употреблению - в  переводе с английского) сравнительно невелик. Так, если общий оборот  общепита в России 2018 году составил 16,8 трлн рублей, то на готовую  еду, потребляемую вне кафе и ресторанов, приходится порядка 100 млрд  рублей, считают в X5 Retail Group, прогнозируя, что уже к 2025 году  рынок удвоится. «Мы ожидаем, что потребительское поведение будет  смещаться от модели «купил - приготовил - съел» к модели «купил готовое -  съел», - комментируют в X5.

Сейчас большинство супермаркетов и гипермаркетов выпускают готовые  блюда в кулинарных цехах прямо в магазинах. Или закупают предупакованную  продукцию (в основном, салаты, сендвичи, роллы) у сторонних  поставщиков. Но рост объемов заставляет думать о централизации  производства.



К примеру, X5 Retail Group готовится открыть в Петербурге smart kitchen  (умная кухня. - прим. ред.), которая представляет собой осовремененную  версию формата фабрики-кухни, популярного в СССР в 1920-30 годах. Тогда  индустриализация общепита должна была освободить женщин от домашних  хлопот и вовлечь их в производство. Теперь сети, скорее, следуют за  изменившимися привычками потребителей, отмечают участники рынка.

«Поколение меняется: в школе раньше на уроках труда учили готовить, но в  последние 20 лет таких уроков нет. Современная молодежь идет в общепит  или покупает что-то готовое в магазинах», - комментирует совладелец сети  «Реалъ» Александр Мышинский. По его словам, сейчас в торговых точках  ретейлера представлены сэндвичи, готовые салаты, суши. «Продажи ежегодно  прирастают примерно на 7%, выделяем все больше места на полках под эту  продукцию», - говорит предприниматель.

В «Ленте» считают, что отечественные потребители все чаще ходят за  готовой едой в магазин, а не ресторан, желая сэкономить как деньги, так и  время. Сегодня в ассортименте ретейлера 170 позиций готовой продукции.  «Именно ready to eat и ready to go показали двузначный рост продаж по  сравнению с прошлым годом», - отметила представитель «Ленты».

В Петербурге первопроходцами формата фабрик-кухонь уже стали  премиальные ретейлеры «Азбука вкуса» и «Лэнд», а также «Интерторг» (сети  Spar, «Семья»). Последний в начале 2019 года провел расширение  производства кулинарной продукции на Софийской улице. «В результате  прирост продаж категории составил 22% к прошлому году», - рассказали в  компании. Сейчас фабрика-кухня выпускает 180-220 товарных позиций,  мощность - 18 тысяч единиц продукции в сутки.

X5 Retail Group может приступить к созданию smart kitchen в Петербурге к  началу 2020 года. Параметры ретейлер пока не раскрывает. Для сравнения,  в мае компания запустила пилотный проект в Москве, выпуск 120 тонн  готовой продукции в сутки обошелся в 4,1 млрд рублей. На площадке будет  выпускаться около 600 позиций холодных и горячих закусок, салатов,  основных блюд, кондитерских изделий, выпечки, напитков. Продукцию  предполагается поставлять в супермаркеты «Перекресток», а впоследствии -  в магазины у дома «Пятерочка» и гипермаркеты «Карусель». В результате  ассортимент готовых блюд в магазинах должен вырасти в два раза, что  позволит успешнее конкурировать с ресторанным бизнесом.

Запуск фабрики-кухни рассматривает и «Реалъ». «К кулинарному  производству предъявляются жесткие санитарные требования. В каждой  торговой точке размещать его затратно. С другой стороны,  централизованная фабрика-кухня становится экономически выгодной только  при достижении больших объемов», - рассуждает Александр Мышинский. По  его словам, до конца года компания определится, будет ли создавать свое  производство или прибегнет к помощи партнеров. Примеры такой кооперации  на рынке уже есть. «К примеру, финская сеть Prisma заключила договоры на  производство кулинарии с «Азбукой вкуса», - отмечает он.

«Лента» продолжит производить ready to eat продукцию прямо в  гипермаркетах, но хочет централизовать управление кулинарией. «Это  позволит менять ассортимент в зависимости от сезонных потребностей,  оптимизировать затраты», - пояснили в пресс-службе компании.

Прийти на помощь ретейлерам, которые пока не готовы инвестировать в  собственное кулинарное производство, но осознают растущий спрос на  готовые блюда, рассчитывают и специализированные игроки. К примеру,  петербургская компания EduBerry, развивающая сеть корпоративных столовых  и сервис доставки готовых обедов, планирует расширить мощность  фабрики-кухни на заводе «Арсенал» с нынешних 3 тысяч до 10 тысяч готовых  обедов в сутки.

По словам основателя сервиса Михаила Ламбера, компания закупит линию по  упаковке в газомодифицированной среде, что позволит увеличить срок  хранения с суток до недели и поставлять предупакованную продукцию в  розничные сети. Целевой аудиторией могут стать те же люди, которые  сейчас заказывают доставку еды в офис. «Из-за кризиса и подорожания  продуктов многие столовые начали экономить на качестве. В итоге  работники туда не ходят, но и переплачивать за обеды в кафе тоже не  хотят», - говорит Ламбер.

Желание сэкономить время заставляет все чаще покупать и готовые ужины  домой, соглашается директор консалтинговой компании «Ресткон» Елена  Перепелица. «Многие жители мегаполисов работают допоздна, и им проще   купить еду в супермаркете, чем готовить», - комментирует она. При этом  говорить о конкуренции магазинов с классическими ресторанами пока  преждевременно. «В них (рестораны) люди ходят не только поесть, но и за  атмосферой, а также показать себя, попробовать что-то новое», - считает  эксперт. А вот столовым и кафе быстрого обслуживания придется подумать о  создании какой-то добавленной ценности, которая позволит соперничать с  ready to eat из супермаркета.

При этом для самих ретейлеров  фабрики-кухни могут оказаться не таким  уж коммерчески выгодным предприятием. «Изначально кулинария появилась  потому, что было желание утилизировать продукты с истекающим сроком  годности. В случае запуска централизованного цеха они окажутся  невостребованными и маржинальность упадет», - заключила она.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

БИЗНЕС

Previous post Next post
Up