" Российский бизнес"

Mar 17, 2019 19:29


В последние годы компании из России активно выходят на мировые рынки в качестве инвесторов, что в конечном итоге создает мультипликационный эффект для развития отдельных секторов экономики страны и условия для повышения их конкурентоспособности. Российским корпорациям удалось пройти путь от эпизодического участия в приобретении активов и реализации новых проектов в зарубежных странах до всевозрастающей роли национального капитала на мировых рынках.
За этот короткий период изменилась экономическая сущность и произошла трансформация форм вывоза российского капитала за границу. Характерной чертой данного процесса является то, что сделки по слияниям и поглощениям, осуществляемые отечественными компаниями на международных рынках, составляют существенную часть российских прямых инвестиций. В итоге приобретенные активы формируют основу накопленных капиталовложений из России за рубежом по сравнению с инвестициями во вновь создаваемые проекты.

Выражение «слияния и поглощения» является переводом устоявшегося термина «mergers and acquisitions» M&A, заимствованного из англо-американского корпоративного лексикона. «Merger» означает реорганизацию двух или более акционерных компаний путем слияния с возникновением одной новой или присоединения с укрупнением существующей компании, а «acquisition » приобретение инвестором контроля над акционерной компанией путем скупки ее акций на открытом рынке или в ходе закрытой подписки.



Сделки M&A или brownfi eld в отечественной теории и практике обычно обозначают ту область отношений, которая связана с проведением мероприятий по укрупнению и расширению бизнеса акционерных компаний путем внесения существенных изменений в их корпоративную структуру или состав акционеров. Подобная стратегия позволяет их инициаторам приобрести дополнительные активы, получить доступ к недостающим ресурсам, привлечь новых поставщиков, расширить рынок сбыта и клиентскую базу, внедриться в уже сложившиеся договорные отношения производственной кооперации или системы реализации продукции.
Характерной особенностью нынешнего этапа процессов интернационализации в мировой экономике являются целевые, а не спекулятивные мотивы слияний и поглощений, что является долгосрочным фактором роста конкурентоспособности компании. В частности, как отмечает В.И. Кушлин, сделки M&A связаны с приобретением дополнительных, специализированных производственных и финансовых ресурсов, необходимых для расширения производства продукции и проникновения на новые рынки, получения синергетического эффекта от объединения с другой компанией, доступа к новым технологиям, включая знания и ключевые компетенции.

В этой связи использование стратегии трансграничных слияний и поглощений можно объяснить высокими издержками на научные и прикладные исследования, необходимостью соответствия определенным мировым стандартам, а также упрощением использования средств коммуникации и получения доступа к информации. Таким образом, для корпоративного развития необходимы внешние дополнительные ресурсы, и компании вынуждены заполнять технологический разрыв между своими внутренними возможностями и внешними стратегиями для получения доступа к постоянно совершенствующимся технологиям и передовому опыту управления, стандартам для полноценного участия в процессе глобализации.
В свою очередь, капиталовложения в форме greenfi eld investments представляют собой проекты «с нуля», которые приводят к возникновению новых производственных мощностей и объектов, таких как офисы, здания и сооружения, а также к движению нематериальных активов, преимущественно в виде услуг. Поэтому ПИИ «гринфилд», помимо прочего, вносят непосредственный вклад в развитие производственных мощностей принимающей страны, что, как правило, повышает ее капитальную базу и занятость.
Данная форма капиталовложений осуществляется российскими компаниями, как правило, в развивающихся государствах мира при реализации нефтегазовых и горнодобывающих проектов, а также в странах СНГ преимущественно в сфере торговли и маркетинга. В посткризисный период наметились тенденции изменения позиционирования России в глобальном инвестиционном процессе. Российский бизнес в 2010-2012 гг. стал более активен в сфере реализации новых проектов greenfi eld, а также использовал другие, в том числе смешанные, формы капиталовложений за рубежом с иностранными партнерами. Такой подход связан как с ограниченными финансовыми ресурсами и недостатком технологий у российских компаний, так и с их более взвешенной стратегией в отношении трансграничного бизнеса.
Вместе с тем преобладание сделок в сфере M&A в целом отражает стремление российского бизнеса завоевать позиции прежде всего в обрабатывающих отраслях, в развитых государствах, а также предоставляет им возможность экономить время и ресурсы для производства конечной продукции, получить прямой доступ к необходимым современным технологиям и передовому опыту управления. В целом речь идет о форсированном и достаточно эффективном способе усиления рыночных позиций и конкурентных преимуществ корпораций, что при обычном плавном развитии бизнеса потребовало бы значительно больше времени и средств.

В сложившихся реалиях российские предприниматели признают, что купить действующую компанию быстрее и дороже, чем построить объект с нуля. Поэтому перед ними, как правило, стоит выбор: время или деньги, но финансовых средств у крупных корпораций до недавнего времени было достаточно, а времени для расширения бизнеса и опережения конкурентов уже фактически нет.

Рамочными предпосылками для расширения вывоза из России производительного капитала в виде прямых инвестиций стали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, стабильная в целом макроэкономическая ситуация и экономический рост в прошедшем десятилетии, по крайней мере, до осени 2008 г., что способствовало расширению и диверсификации международной деятельности российских корпораций. Кроме того, данный процесс стимулировался рядом принятых в стране законодательных и административных мер, в том числе по либерализации валютного регулирования и контроля, а также экспорта капиталов.

Среди макроэкономических предпосылок, стимулирующих исходящие прямые инвестиции из России в истекшем десятилетии, необходимо выделить рост цен на нефть и укрепление реального курса рубля, а также ряд других факторов. При этом следует подчеркнуть, что другая и более широкая комбинация экономических и социально-политических причин стимулирует бегство капитала из страны в его классическом, традиционном понимании.

Для реализации какого-либо комплексного события или проявления устойчивой тенденции, закономерности, в том числе в экономической сфере требуется одновременное выполнение соответствующих необходимых и достаточных условий. В связи с этим расширение вывоза российского предпринимательского капитала было обусловлено созданием макроэкономических предпосылок, необходимое условие и стремлением отечественных корпораций к активной транснационализации своей деятельности, достаточное условие.

Взаимосвязь предпринимательской активности крупных национальных компаний и экономического роста в развитых странах было предметом многочисленных исследований в области экономической истории и стратегического управления, однако в целом рассматриваемое явление в государствах с формирующимися рынками пока изучено недостаточно. Хотя, как представляется, в данном случае априори можно исходить из определяющей роли российских корпораций, прежде всего энергосырьевого сектора, в реализации нынешней модели экономического развития страны, а также инвестиционной экспансии за рубежом.

В целом тенденции завоевания Россией заметных международных позиций на рынке капиталов обусловлены прежде всего активизацией деятельности крупнейших отечественных компаний, которые в контексте данного исследования можно рассматривать как ТНК, по крайней мере, регионального уровня. В данном случае этот тезис косвенно подтверждает гипотезу венгерского исследователя К. Калотая о двухсекторном характере развития экономики России, где ведущую роль, в том числе в сфере вывоза прямых инвестиций, играет достаточно мощный энергосырьевой сегмент национального хозяйства, ориентированный преимущественно на экспорт. При этом отмечается, что российские компании в предкризисный период росли быстрее и были более прибыльными по сравнению со своими конкурентами вопреки тезису о том, что формирующиеся рынки отличает низкая прибыль или ее отсутствие.

Так, капитализация крупнейшего монополиста России «Газпрома» в предкризисный период в 2008 г. достигла 27,5% ВВП страны, а в 2010 г. корпорация заняла третье место в мире по объемам прибыли. Такие масштабы деятельности данной компании впечатляют, но одновременно создают известные риски односторонней зависимости как для развития отрасли, так и для экономического роста в целом. В то же время, как представляется, малый и даже средний бизнес в силу социально-исторических предпосылок и экономических причин в обозримом будущем вряд ли будет оказывать заметное влияние на хозяйственное развитие России в целом, в том числе в инвестиционной сфере.

В посткризисный период в 2011 г. на долю 400 российских крупнейших корпораций также приходилось около половины ВВП страны, причем удельный вес 46 госкомпаний составил 20% ВВП. В настоящее время практически все крупнейшие российские компании из первой полусотни, по масштабам капитализации, за исключением преимущественно ориентированных на неторгуемый сектор экономики, уже имеют активы или вовлечены в реализацию проектов «гринфилд» за рубежом.

Немаловажную роль в этом процессе сыграла и эволюция позиции государства в отношении вывоза российского капитала за рубеж. Если раньше руководство страны последовательно выступало против «утечки капитала», то с середины 2000-х годов стало публично поддерживать компании, осуществляющие крупные зарубежные инвестиции. С учетом перечисленных выше факторов российские корпорации получили широкие возможности для международной экспансии, что вызвало бум вывоза предпринимательского капитала из страны, в том числе для приобретения зарубежных активов, а также для реализации новых проектов в различных сферах.

Развивающиеся процессы привели к тому, что существенно расширилось представительство российского бизнеса на мировом рынке M&A. Если в конце прошлого века 90% зарубежных активов отечественных корпораций приходилось на долю «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа», то в 2008 г. их удельный вес сократился до 40%, и сейчас в этот процесс вовлечены уже десятки крупных, а также тысячи средних и даже малых компаний.

В целом ведущие российские корпорации, которые с полным основанием можно определить как ТНК, отличаются друг от друга по условиям возникновения, по истории развития и способам зарубежной инвестиционной экспансии. В широком смысле принято выделять следующие основные цели осуществления трансграничных капиталовложений: выход на новые рынки сбыта, доступ к природным и прочим ресурсам, повышение эффективности корпоративной деятельности, включая увеличение ее масштаба или экономии на разнообразии и контроль над стратегическими активами.

На макроуровне эти мотивации определяются характерными для конкретной страны конкурентными преимуществами и недостатками на внешних рынках. На микроуровне эти же факторы во многом зависят от источников прибыли, в той мере, в которой менеджмент их понимает, а следовательно, от стратегии деятельности конкретной компании в определенных отраслях.

Резкий и масштабный рост в начале нынешнего столетия экспорта ПИИ из развивающихся стран и государств с переходной экономикой, в последней группе это прежде всего Россия вызвал необходимость не только формального анализа этих тенденций, но и теоретического осмысления. Учитывая актуальность данного феномена в трансграничном движении капиталов, ЮНКТАД посвятил ежегодный Доклад о мировых инвестициях, углубленному исследованию причин и динамики вывоза ПИИ из развивающихся стран и государств с переходной экономикой, а также последствий данного процесса.

В этом докладе на основе анализа обширного фактологического и статистического материала и обобщения ключевых концептуальных подходов была предпринята попытка, как представляется, достаточно удачная комплексного исследования основных тенденций данного процесса, его предпосылок, побудительных мотивов и характерных черт, а также возможных последствий для развития национальных экономик принимающих стран и государств базирования компаний-инвесторов.

В итоге этот доклад, подготовленный не только экспертами ЮНКТАД, но и группой ведущих специалистов мира во главе с Джоном X. Даннингом, в том числе на основе обобщения ряда исследований, фактически заложил новую теоретическую и методологическую основу системного анализа экспорта ПИИ не только из стран развивающегося мира, но и из России. Поэтому, как представляется, данные подходы, изложенные в этом докладе, необходимо рассмотреть более детально.

На современном этапе стремление к интернационализации деятельности ТНК, включая экспорт ПИИ из развивающихся стран и государств с переходной экономикой, по мнению авторов доклада ЮНКТАД, помогает объяснить анализ важнейших видов «выталкивающих» и «притягивающих» факторов и связанных с этим предпосылок общего характера.

Во-первых, как представляется, рыночные механизмы выступают мощной силой, выталкивающей ТНК развивающегося мира за пределы их стран базирования и притягивающей в принимающие государства. Так, в начале 2000-х годов для индийских ТНК главными движущими силами интернационализации выступали стремление расширить круг потребителей нишевых продуктов, в частности, в сфере ИТ-услуг и отсутствие устойчивых международных связей для успешного развития.

Корпорации из Китая, а также из ряда азиатских и латиноамериканских стран особенно беспокоила необходимость обхода торговых барьеров на основных внешних рынках сбыта своей экспортной продукции. Проблемой для данных ТНК является и чрезмерная зависимость от рынка страны базирования, поэтому местные компании расширяют свои капитальные операции с выходом на рынки других государств, чтобы снизить степень риска этого рода.

Во-вторых, рост издержек производства в стране базирования, особенно затрат на рабочую силу, порождает проблемы для ТНК из государств, где имеются трудоемкие отрасли, ориентированные на экспорт. Кризисы или другие сдерживающие факторы в стране базирования, в частности, приводящие к росту инфляционного давления, выступали в 90-е годы важными движущими силами экспорта ПИИ в таких странах, как Чили и Турция.

В-третьих, конкурентное давление на внутреннем рынке, испытываемое компаниями развивающихся стран, толкает их на путь расширения деятельности за рамки национальных границ и выхода за рубеж. К числу таких выталкивающих факторов относятся конкуренты в лице зарубежных производителей с низкими издержками, т.е. важным стимулом к интернационализации для них выступает конкуренция на внутреннем рынке со стороны иностранных и национальных компаний. Особенно это важно в тех случаях, когда ТНК интегрированы в глобальные производственные сети в таких трудоинтенсивных отраслях, как автомобилестроение, электроника и швейная промышленность.

В-четвертых, решения в отношении вывоза ПИИ зависят и от политики, проводимой правительствами государств базирования и принимающих стран. Китайские ТНК рассматривают политику правительства своей страны «стань глобальным» в качестве серьезного выталкивающего фактора, побуждающего их к транснационализации своей деятельности. Индийские компании используют поддержку своего правительства в форме регулятивных положений и стимулов, а также благоприятную политику по вопросам конкуренции и ввоза ПИИ со стороны принимающих стран, которая создает возможности для капиталовложений, например в результате приватизации госактивов.

Помимо упомянутых выше факторов, существуют еще две важные предпосылки, побуждающие ТНК развивающихся стран выходить на внешние рынки. Во-первых, высокие темпы роста многих крупных развивающихся стран, прежде всего Индии и Китая, заставляют их готовиться к грядущему дефициту важнейших ресурсов и импортируемых факторов производства, необходимых для расширения их экономической деятельности. Эти риски находят отражение в стратегической и политической мотивации ПИИ, осуществляемых рядом ТНК этих стран, особенно в секторе природных ресурсов.

Во-вторых, среди транснациональных корпораций нового поколения произошел установочный, поведенческий сдвиг, и они все больше сознают, что работают в масштабах глобальной, а не национальной экономики, и это подталкивает их к международному видению своей деятельности и к практическим шагам по реализации данного подхода.

Эти предпосылки, а также выталкивающие и притягивающие факторы особенно угроза глобальной конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие, либерализация, расширение возможностей за рубежом придают эмпирическое обоснование идее структурного сдвига к осуществлению ПИИ корпорациями развивающихся стран на ранних этапах и в более широких масштабах.

В принципе, как указывалось выше, в мотивации инвестиционных решений, принимаемых ТНК, можно выделить четыре главных соображения: стремление к освоению рынков, к повышению эффективности, к получению доступа к ресурсам. Наиболее важную роль при этом для ТНК нового поколения играют прямые инвестиции для освоения рынков, которые осуществляются главным образом в форме внутрирегиональных ПИИ или размещаются в отдельных развивающихся странах с благоприятными условиями. Но структура их географического распределения зависит от профиля деятельности транснациональной корпорации.

Например, прямые инвестиции в потребительские товары и услуги, как правило, имеют региональную ориентацию или осуществляются по оси «Юг-Юг»; ПИИ в электронные комплектующие обычно концентрируются на региональном уровне в силу местоположения снабжаемых компаний; в сегменте ИТ-услуг они зачастую имеют региональную направленность и ориентированы на развитые страны, где расположены основные клиенты; капиталовложения нефтегазовых ТНК доминируют на региональных рынках, а также в некоторых развитых странах, которые остаются крупнейшими потребителями энергоносителей.

Вторым по значимости мотивом выступают ПИИ, ориентированные на повышение эффективности. Они осуществляются главным образом ТНК из наиболее «продвинутых» развивающихся стран, соответственно с более высокими затратами на рабочую силу, и, как правило, они концентрируются в нескольких отраслях, производство электротехнической и электронной продукции, одежды и текстильных изделий.

При этом отмечается, что в целом мотивы осуществления ПИИ для получения доступа к ресурсам и приобретения созданных активов относительно менее важны для ТНК из развивающихся стран. Поэтому большая часть прямых инвестиций, ориентированных на получение доступа к ресурсам, размещается в развивающихся государствах, а значительная часть ПИИ, ориентированных на приобретение созданных активов, в развитых странах. Однако в последние годы в этом распределении наметились новые тенденции, включая увеличение потоков по оси «Север-Юг».

Помимо перечисленных выше, дополнительным мотивом является постановка перед государственными или квазигосударственными корпорациями стратегических задач национальными правительствами, которые поощряют путем прежде всего политической поддержки эти компании к обеспечению надежного снабжения внутреннего рынка жизненно важными импортными ресурсами, в первую очередь сырьевыми, а также к получению прямого доступа к передовым технологиям и современным бизнес-компетенциям.

С точки зрения размещения ПИИ конечный результат совокупного воздействия соответствующих движущих сил, преимуществ и мотивов заключается в том, что большая часть инвестиций ТНК нового поколения осуществляется в других развивающихся странах, например, в силу сходства потребительских рынков, технологического уровня или институциональных структур или в пределах их региона например, в соседних странах, где условия работы им знакомы.

Но после кризиса, как отмечалось выше, эта тенденция меняется в сторону развитых государств и стран с формирующейся экономикой, что обусловлено ростом экономической мощи новых ТНК и качественной трансформации мотивов и стратегических посылов их зарубежной деятельности.

Продолжение читайте на сайте:  http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=222&type=news&newsid=1365

экономика, инфографика

Previous post Next post
Up