«Владелец офиса приходит в УК, а к нему относятся как к сурикату. Конечно, обидно!»

Aug 31, 2018 13:23


«Много собственников для торгового или офисного центра - это зло, т.к.  теряется управляемость объектом. Но рефлексировать уже поздно». Два  способа договориться друг с другом и с управляющей компанией.

Алексей Мальцев, генеральный директор компании R. Management:

- В минувшие светлые времена легких денег и оптимистичного девелопмента, когда рынок коммерческой недвижимости  галопирующе рос вверх, только ленивый не рассуждал о том, что  вкладываться в коммерческую недвижимость выгодно. И многие граждане со  свободными средствами в меру своих сил пытались стать сопричастными  этому безудержному росту.

Вкладывались кто чем мог: у одних хватало ресурса для отведения  земельного участка и начала строительства объекта, а другие раскупали  офисные и торговые помещения на стадии строительства.  И всех все  устраивало. Застройщики за счет продажи помещений «в нарезку» решали  вопрос с финансированием и довольно быстро фиксировали прибыль. Будущие  счастливые обладатели коммерческой недвижимости на сносных условиях  вкладывали свои деньги в надежде или перепродать недвижимость дороже  после запуска объекта, или получать в будущем «пассивный доход» за счет  сдачи помещений в аренду.

Как результат, на рынок вышло довольно большое число объектов  коммерческой недвижимости с большим количеством разномастных  собственников.



Вообще, я считаю, что большое количество собственников для торгового  или офисного центра - это зло, т.к., в первую очередь, теряется  управляемость объектом. В данном случае говорить о поддержании  позиционирования, развитии и продвижении объекта просто не приходится.  Собственник есть собственник, какими бы хитрыми обязательствами его не  пытались бы связать. Кроме того, собственники имеют привычку меняться и  разоряться. Так что некий владелец помещения - это тоже далеко не  константа. Любой офисный или торговый центр является  сложноорганизованным механизмом, и простое сложение вместе большого  количества совладельцев под одной крышей далеко не всегда приведет к  успеху данного проекта. Поэтому некому целостному объекту с одним  собственником априори проще развиваться и быть успешным.

Но рефлексировать уже поздно. Что мы имеем на сегодняшний день?  Значительное число торговых и офисных центров, скажем так, со сложной  структурой собственности. Как результат - низкая управляемость объектом,  непрозрачные расходы и постоянные «революционные брожения» внутри  активной части собственников площадей.

Кто в данной ситуации является основным бенефициаром? Конечно же,  управляющая компания объекта, как правило, перешедшая по наследству от  застройщика.

Никто не спорит, что помимо коммунальных платежей существуют и текущие  эксплуатационные затраты, которые тоже лежат на собственниках площадей. И  кто-то должен следить за объектом. Но здесь вопрос в стоимости и в  порядке расчета услуг. На мой взгляд, затраты на эксплуатацию и  управление объекта колеблются в районе 80-90 руб. за квадратный метр. Но  навязываемые расценки на подобных объектах несколько иные: доходят до  200 руб. за квадратный метр. По сути, собственники помещений платят  скрытую аренду управляющей компании  застройщика. Причем, не имеет значение - сидит там арендатор или нет,  получает он аренду или нет - собственник всегда несет эти расходы.

Когда многочисленные владельцы помещений начали вникать в матчасть,  разумеется, у них начали возникать вопросы. Где-то получилось  договориться о снижении стоимости, а где-то нет. Где-то даже идут  перманентные попытки сменить управляющую компанию. Оказалось, что не все  так просто.

Во-первых, даже при наличии неких «активистов» на объекте - основной  проблемой является мобилизация остальных собственников. Даже при  латентном недовольстве текущей управляющей компанией далеко не все  заходят вступать в открытый конфликт, да и этим просто надо заниматься -  убеждать, показывать расчеты, брать на себя ответственность, что хуже  не будет и прочее.

Иными словами, это тоже работа, на которую необходимы время и деньги.  Собственно говоря, существующие УК на это и делают ставку: «они  (собственники) никогда не соберутся и не договорятся»

Во-вторых, как правило, структура собственников на объектах очень  неоднородна. Часто на объекте присутствует значительное число  аффилированных или зависимых от застройщика собственников,  следовательно, лояльных по умолчанию. Например, это могут быть  подрядчики, с которыми рассчитались площадями за работы, или просто  «хорошие знакомые», которым данные площади достались на льготных  условиях. Поэтому из этого круга мало кто пойдет против застройщика в  лице УК.

В-третьих, даже если вам удалось мобилизовать большинство на объекте и  принять решение сменить управляющую компанию, вы можете узнать много  нюансов относительно объекта. Например, что техпомещения (теплопункт,  венткамеры или электрощитовая) давным-давно оформлены на застройщика,  или, к примеру, у него в собственности находится трансформаторная  подстанция, запитывающая объект. Были случаи, когда застройщик оформлял  на себя места общего пользования. Это своего рода «страховой полис»  застройщика. В данных условиях смена УК представляется весьма  затруднительной. А это нескорые суды и разбирательства с неопределенным  результатом.

Данные процессы уже идут на подобных объектах: где-то удалось снизить  стоимость услуг и заставить УК работать, где-то собственники сменили  управляющую компанию, а где-то идут суды.

В конечном итоге, мало у кого из жильцов бизнес-центров существует самоцель во что бы то ни стало сменить УК: вопрос стоимости и качестве оказываемых услуг.

Ну, а если УК продолжает диалог в парадигме «никуда от меня не  денетесь», то здесь весьма вероятны и сценарии ее замены. Это вопрос  выстроенных коммуникаций.

Вот представьте, некий гражданин когда-то за 5 или 10 млн руб. купил  офис. Он приходит в УК, которую якобы кто-то когда-то выбирал, а к нему  относятся как к какому-то сурикату. И только счета выставляют. Конечно,  самолюбие этого собственника будет уязвлено. Как следствие, все  переходит в личностный конфликт. С одной стороны - собственник  помещения, вложивший довольно круглую сумму в этот объект,  с другой  стороны - УК, получившая объект по наследству и не особенно переживающая  за свою судьбу. И в этом, на мой взгляд, лежит причина «смуты» на  большинстве объектов.

Думаю, единственный путь к повышению управляемости подобных объектов -  это консолидация разрозненной собственности через механизм  доверительного управления. Ну не надо изобретать велосипед и  всевозможные «хитрые схемы».

Нет эффективного Property Management (коммерческого управления) без  Facility management (технической эксплуатации), и наоборот. Это  взаимозависимые вещи на объекте. И они должны быть в одних руках.  Особенно это актуально для торговых центров, которые могут развиваться  только как единый организм. С офисными помещениями попроще не столь  важно, кто арендует - лишь бы платил.

Другой компромиссный путь - «активная жизненная позиция» собственников,  где от них требуется постоянное общение и погруженность в  жизнедеятельность объекта. Проблема только в том, есть ли чем заниматься  собственникам, кроме агитационной деятельности и организации собраний.  Не для этого они покупали эти площади.

http://www.dk.ru/news/vladelets-ofisa-prihodit-v-uk-a-k-nemu-otnosyatsya-kak-k-surikatu-konechno-obidno-237109865?utm_campaign=www.dk.ru&utm_medium=listing&utm_source=news

Недвижимость

Previous post Next post
Up