Чем православие отличается от католичества?

Jul 21, 2018 20:00


Без малого тысячу лет назад христианский мир потряс раскол, разделивший христиан на православных и католиков. Для многих современных людей противостояние конфессий кажется такой же чепухой, как вражда «тупоконечников» с «остроконечниками» из известной аллегории. Но действительно ли различия между католиками и православными надуманы и малосущественны? И не пора ли уже найти общий язык и помириться?

( Свернуть )

Филиокве

Главный догматический камень преткновения - пресловутое «филиокве» (лат. «filioque» - «и Сына»). В принятом в IV веке Никео-Цареградском Символе веры есть строки о третьем лице Бога: «…и в Духа Святого, Господа животворящего, иже от Отца исходящего…». В VI-VII веках стараниями некоторых латинских богословов появилась поправка: «…и в Духа Святого… иже от Отца и Сына исходящего…». В те времена в христианство переходило немало еретиков-ариан, не считавших Христа Богом, и добавка «филиокве» была рассчитана именно на них как дополнительный аргумент. Постепенно исправление стало всё больше приживаться в западных церквях. Но до XI века далеко не все Папы и богословы были согласны с подобной модернизацией.



В 1014 году Римский папа Бенедикт VIII окончательно решил вопрос в пользу «филиокве», официально включив его в общецерковный Символ веры. Предстоятели Константинопольских церквей «эту ересь» категорически не приняли, и разразился грандиозный скандал. К этому времени отношения между Западной и Восточной церквями и так уже были довольно натянутыми. Патриархам не нравилось стремление Римских пап к абсолютной власти. И «филиокве» стало последней каплей, приведшей к расколу. Объявив друг другу анафемы, новоявленные Православная и Католическая церкви стали непримиримыми противниками.

Со временем некоторые церкви воссоединились с католиками (например, так возникла Греко-Католическая Церковь), сохранив восточные обряды и традиции. Им разрешили читать Символ веры без «филиокве».

Ну а современные богословы Римско-Католической Церкви ведут дискуссии, решая вопрос: «А не отменить ли это Filioque вообще?». В 2000 году папа Бенедикт XVI даже выпустил декларацию, в которой Символ Веры приводился в первоначальном, дораскольном виде. Однако за 1000 лет между церквями накопилось множество других разногласий, и теперь уже они могут помешать воссоединению.

Непогрешимый Папа

Стремление католиков к абсолютной власти привело к тому, что Папа Римский стал считаться главой всей земной Церкви и наместником Бога. Православные же считают своим единственным Главой только Иисуса Христа, а всех патриархов - равноправными владыками поместных церквей. Догматические нововведения в православии решаются лишь на уровне Вселенского Собора, на котором решения принимаются коллективно, после тщательного взвешивания всех аргументов «за» и «против». Это помогает избежать серьёзных ошибок и новых поводов для расколов.

Многие средневековые Папы изрядно запятнали свою Церковь. Например, Лев VII умер от инфаркта на своей пассии, а Иоанна XII убил заставший его «на месте преступления» муж любовницы. Не говоря уже о зловещем клане Пап из семейства Борджиа, представители которого вели себя похлеще любых сатанистов, скрашивая свой быт необузданным развратом, содомией и кровавыми серийными убийствами.

Казалось бы, подобные примеры должны были ясно дать понять, что церковная власть не может быть единоличной. И, тем не менее, это не помешало католикам принять в 1870 году догмат о… непогрешимости Папы Римского. Впоследствии это привело к новым злоупотреблениям. Было канонизировано немало сомнительных личностей, а также придуманы новые спорные догматы. Например, папа Пий XII в 1950 году объявил, что Пресвятая Дева Мария после смерти вознеслась на Небо, также, как и её Сын. И тут же законодательно закрепил бред своей воспалённой фантазии.

Однако католики не считают своего Папу безгрешным. Его «непогрешимость» трактуют в узком смысле - как безошибочность Папы в вопросах веры и морали в тот момент, когда он говорит от лица всей Церкви, поскольку в вопросах вероучения его хранит от ошибок Святой Дух. В обычной жизни Папа может ошибаться и совершать грехи. И ему, как и всем христианам, необходимо исповедоваться и исполнять наложенные духовником епитимьи. А длинный папский титул заканчивается словами «… раб рабов Божьих». Папу считают видимым главой Церкви как структуры и верховным пастырем верующих, не забывая о настоящем главе - Иисусе Христе.

Непорочное зачатие Богородицы

Христиане верят, что Иисус Христос был зачат непорочно, посредством Святого Духа, а Его мать Мария была и осталась девственницей, и даже с собственным мужем не имела интимной связи. Это избавило Спасителя от перехода на Него первородного греха, распространяющегося на всех людей из-за грехопадения Адама и Евы. Но католики в этом вопросе пошли ещё дальше. В XIX веке папа Пий IX принял новый догмат: о непорочном зачатии самой Пресвятой Девы. Православные с этим нововведением категорически не согласились и объявили новой ересью.

Справедливости ради следует заметить, что католики по-разному трактуют процессы зачатия Христа и его Матери. Они отнюдь не делают вывод, что Дева Мария зачиналась без участия земного отца, а признают, что она была зачата вполне естественным путем от земных родителей - Иоакима и Анны. Но поскольку Бог готовил её к великой миссии рождения Спасителя человечества, Он специально для неё сделал исключение и не позволил первородному греху проникнуть в её человеческую природу. И потому её зачатие можно тоже считать непорочным.

В православии этот теологический вопрос решается иначе. Богородица была рождена в первородном грехе, как и все простые смертные. Но уже в раннем детстве её коснулась Божественная благодать, после чего она стала святой и непорочной.

Юридическое мировоззрение

В духовных вопросах католикам свойственен «юридический» подход. Доминирует мнение, что человеческие грехи оскорбляют Бога. Православные же полагают, что, поскольку Бог безстрастен и неизменен, оскорбить Его невозможно.

Согласно юридическому мировоззрению, оскорбленный грехом человека Бог в прямом смысле гневается и посылает наказания. Чтобы умилостивить Его и избежать Божьих кар - надо принести «удовлетворение за грехи». Чем-то это напоминает отношения в суде - получил от Бога-судьи приговор, заплатил положенный «штраф» или «отмотал срок» - и можешь спать спокойно.

В средние века были придуманы индульгенции - когда грешники «откупались» от Бога, неся в церковь деньги и подарки. Индульгенции практикуются и сейчас, но они приняли иной вид. В католичестве есть учение о «сверхдолжных заслугах святых», праведность которых пополняет неисчерпаемую сокровищницу Церкви. А грешники при посредстве церковников могут воспользоваться этими духовными богатствами для своего спасения. Для этого им надо молиться, принимать участие в святых таинствах и отрабатывать свои грехи благочестивым поведением и совершением добрых дел. За это святые поделятся с ними своими заслугами и избавят от ада и чистилища.

Чистилище или мытарства?

После смерти душа католика, не успевшего полностью загладить перед Богом свои грехи, отправляется в Чистилище. Это не ад (куда отправляют самых неисправимых закоренелых грешников) и не рай, а некое особое состояние, в котором умерший томится до тех пор, пока Бог его окончательно не простит и не отправит в райские кущи. Чтобы душа очистилась и получила прощение, за неё на Земле должны усердно молиться. Это могут делать все, кто знал и любил усопшего, а также священники, которых принято материально вознаграждать за их молитвенные труды.

Православная церковь Чистилище не признаёт и считает, что есть только рай и ад. В то же время, в православии есть учение о воздушных «мытарствах». В течение 40 дней после смерти душа отвечает за свои грехи перед «экзаменующими» её ангелами и демонами. В это время родным и знакомым также рекомендовано усиленно молиться за почившего и заказывать молитвенные поминания в храмах. Если грехи всё же утянули человека в ад - ещё не всё потеряно. В виде исключения, осуждённый грешник со временем может быть прощен Богом и отправлен в рай. И, кроме того, на предстоящем после Второго пришествия Христа окончательном Страшном Суде будут гипотетические шансы получить божественную амнистию.

Женатые и целибаты

Православные священники делятся на «чёрное» и «белое» духовенство. Представителям первой группы, от простого монаха до Патриарха - положено жить, дав обет безбрачия, в чистоте и целомудрии. Зато «белые» попы имеют полное право быть семейными людьми. Но жениться батюшка может только до принятия сана, а если не успел - то ему придётся оставаться целибатом. Та же участь ждёт и тех священников, кто овдовел, или от кого ушла несознательная жена.

Католикам в этом плане не повезло. У них даже простой падре не имеет права быть семьянином. Принимающий сан католический священник жертвует семейным счастьем ради служения Богу. Это ограничение основано на словах апостола Павла: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене».

В идеале, все свои силы и время священник должен отдавать служению Богу, не отвлекаясь на мирскую бытовуху и воспринимая свою миссию не как работу, а как смысл всей своей жизни. Но на практике зачастую оказывается, что человек не может преодолеть искушения и ведёт двойную жизнь. Католическую Церковь регулярно сотрясают скандалы сексуального характера, фигуранты которого имеют тайные семьи или попадаются на содомии и педофилии. Впрочем, и в Православной Церкви с этим не всё гладко, особенно в монашеской среде. Человеческую природу слишком трудно обуздать и подчинить высшим целям, поставив крест на естественных желаниях.

Именно поэтому в католичестве раздаётся всё больше голосов за отмену обязательного целибата для духовенства. И уже есть многочисленные примеры послаблений, правда, пока лишь для тех священников, кто служит в Восточных церквях, подчиняющихся Ватикану, либо для тех, кто, будучи женатым, перешёл в католичество из других конфессий - православия или протестантизма.

Беатификация и канонизация

В католичестве причисление к лику святых осуществляется в два этапа. Первый называется беатификацией. Сей процесс обычно начинает епархия, на территории которой похоронен праведник. Его кандидатуру направляют в Ватикан, и представители Святого Престола, проанализировав «за» и «против», принимают решение - одобрить ли представленного кандидата в блаженные. Беатификацию начинают не ранее, чем через пять лет после смерти праведника, но Папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. И он же выносит окончательный вердикт. В случае положительного решения, слугу Божьего причисляют к лику блаженных. Впоследствии новопринятый блаженный может пройти и второй этап - канонизацию, после которой его примут в лик святых.

У православных существует только канонизация, а срок посмертной «выдержки» измеряется как минимум десятилетиями. Решение об общецерковном почитании принимается специальной комиссией из священников и епископов с одобрения Патриарха. Однако святой порой может пройти не один, а два этапа канонизации, и первый из них имеет параллели с беатификацией. Первый этап - это упрощенная канонизация, когда решение принимается митрополитом, и почитаемый в народе праведник, блаженный или мученик становится «местночтимым святым». А уже позже, решением Патриарха его могут «повысить» до общецерковного уровня почитания. Именно такую двухуровневую канонизацию проходили святая Матрона Московская (в мае 1999 года она стала местночтимой святой, а в октябре 2004 г. её сделали общецерковной) и святитель Лука Войно-Ясенецкий (1995/2000 г.г.).

К большинству католических святых послераскольного периода православные относятся, мягко говоря, скептически. И не только из-за конфессионального неприятия. Дело в том, что распространённые в католическом мире мистические практики считаются у православных духовно опасными.

У католиков считается нормой фантазировать во время молитв и искусственно нагнетать эмоции, стремясь к состоянию религиозного экстаза. Православные же духовники считают, что в подобных состояниях может легко повредиться психика, а в худшем случае - ещё и произойти прельщение демонами, которые способны принимать святые образы. А считающиеся в католичестве признаком святости стигматы (появляющиеся на теле фанатиков раны, словно их прибивали к кресту) воспринимаются как банальные психосоматические проявления самогипноза.

Настоящие православные молитвенные практики - это тяжкий труд и предстояние перед Богом, очищение души и соединение с Христом. А также вступление в глубинный резонанс с волей Божией.

Исповедь и Причастие

Исповедуются католики в специальных кабинках - конфессионалах. Православные же делают это прилюдно, подходя к стоящему у аналоя священнику.

Причащаются католики гораздо чаще православных, поскольку подготовка к этому святому таинству у них намного проще и легче. Например, совсем не обязательно исповедоваться перед каждым Причастием, если не успел натворить тяжких смертных грехов. И посты далеко не такие строгие, как у православных. Постных дней у современных католиков на порядок меньше, и в большинство из них нужно отказываться лишь от мяса. Даже в Великий пост можно употреблять рыбу, яйца и молочные продукты. А дети до 14 лет, старики и больные могут вообще не поститься.

Как минимум за сутки до причащения (оптимально - за 3 дня) православные строго постятся, употребляя лишь растительную пищу. И в день Причастия с утра и до окончания таинства не только ничего не едят, но и даже воду не пьют! Из-за этого многие люди несколько утренних часов мучаются от голода и жажды, порой думая на литургии совсем не о Боге и единении с Ним. А некоторые вообще не решаются причаститься, поскольку не в силах с собой совладать. У католиков же в этом плане - настоящая халява. Накануне можно вообще не поститься, а перед Причастием достаточно не есть всего 1 час. То есть, можно спокойно позавтракать и прийти на мессу, которая как раз будет длиться положенное для воздержания время.

Для приготовления символического Тела Христова православные используют квасной (дрожжевой) хлеб, а католики - пресный, веря, что Христос причастил своих апостолов именно пресными хлебами. Православные священники вырезают Агнец из большой просфоры, помещая его кусочки в чашу с вином. И причащают людей из ложечки. А католические - нарезают и освящают тонкие круглые облатки. Которые в конце службы раздают прихожанам - в руки или прямо в рот.

Начиная со средних веков, в католичестве было принято давать простым людям лишь «Тело Христово» (хлеб), а «Кровью» (вином) причащались из чаши лишь священники. Но теперь во многих приходах стали практиковать полное Причастие. Священник либо обмакивает облатки в чашу, либо даёт причастнику сделать из неё глоток. Как вариант, «Кровь» отпивают из чаши через трубочку. Ну а в католических храмах византийского обряда и вовсе причащают в обычном православном стиле.

Младенцев у католиков, в отличие от православных и представителей восточнокатолических церквей, причащать не принято. К первому Причастию дети подходят, достигнув более-менее сознательного возраста, после подготовки в воскресной школе и первой в жизни исповеди.

Кто как молится

Католики служат по латинскому обряду, а православные и «восточные» католики - по византийскому. Христианское богословие считает оба обряда допустимыми. Помимо латыни, в католических церквях широко используются национальные языки народов, на территории которых находится церковь.

В католических храмах по всему пространству здания традиционно расположены скамьи и стулья. Но было бы заблуждением считать, что католики молятся сидя. Все самые важные и ответственные моменты мессы прихожане молятся стоя или на коленях. А на сидячий «отдых» им остаётся лишь треть проведённого в храме времени - во время второстепенных молитв и проповедей.

В большинстве православных храмов скамейки для тех, кому трудно молиться стоя, стоят по краям возле стен и в задней части здания. И «сидячие» молящиеся точно так же встают во все ответственные моменты. При этом, латинская месса, как правило, вдвое-втрое короче, чем православная служба.

Православные складывают пальцы в троеперстное крестное знамение (а старообрядцы - крестятся двумя пальцами). Рука молящегося двигается сверху - вниз и справа - налево.

У католиков практикуются не менее четырёх вариантов сложения пальцев:

1. Крестятся всеми пятью пальцами в знак 5 ран на теле Христа, слегка пригнув большой палец к ладони. 2.  Складываются воедино большой и безымянный пальцы и держатся вместе указательный и средний - в честь двух природ Христа. 3. Складываются большой и указательный пальцы. 4. Держатся вместе большой, указательный и средний пальцы (символизируют Святую Троицу). Руку католик подносит сначала к левому плечу, а затем уже - к правому, что символизирует открытость сердца молящегося для Бога и движение души в сторону спасения (за которую символически «отвечает» правая сторона).

Прочие расхождения

Имеются отличия и в изображении креста и распятия. Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируюя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. А нижняя косая перекладина является подножьем и верхним концом как бы указывает на распятого рядом с Иисусом разбойника, уверовавшего и попавшего в рай. Каждая нога Спасителя прибита отдельным гвоздем.

Католический же крест состоит из двух перекладин. Если на нём изображается Христос  - обе ноги Его прибиты к основанию креста одним гвоздем. На латинских распятиях и иконах Христа изображают натуралистично, с ранами и кровью - его тело обвисает под тяжестью, и видно, как он страдает. Православные этого натурализма избегают, считая, что изображение Спасителя должно показывать победу жизни над смертью и духа - над телом.

На православных иконах святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы - этим подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении - в мире духа. Католики же пишут иконы в прямой перспективе и натуралистично, а также обожают украшать свои храмы статуями.

Существует и множество других отличий. Но рассказать о каждом из них не представляется возможным в силу ограниченности объёма газетной полосы.

Но сколько бы ни было между нами расхождений и разногласий - а всё же католики являются нашими ближайшими союзниками и братьями во Христе. Воссоединение Католической и Православной церквей в ближайшем будущем вряд ли возможно. Но мы вполне можем относиться к ним терпимо и миролюбиво, без осуждения принимая их культурно-духовные особенности. Ну а если когда-нибудь две великие Церкви окончательно примирятся и восстановят евхаристическое общение - за это можно будет только порадоваться. Миром должна править любовь и дружба, а ненависть и противостояние пусть отправятся на свалку истории.

https://alexey-x.livejournal.com/30143.html

размышления, Религия

Previous post Next post
Up