Оригинал взят у
annatubten в
Что цифровая экономика нам готовит Руководителем АНО "Цифровая экономика", которая будет заниматься реализацией в России программы "Цифровая экономика", назначен Евгений Ковнир. До этого Евгений Ковнир отвечал за Национальную технологическую инициативу в Агентстве стратегических инициатив.
Евгений Ковнир
Автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика" была недавно учреждена госкорпорациями "Росатом" и "Ростех", компаниями "Мегафон", МТС, "Вымпелком" и "Ростелеком", интернет-компаниями "Яндекс" и Mail.ru Group, Сбербанком и "ВЭБ Инновации", Rambler & Co, "Открытой мобильной платформой" и "1С", "Почтой России", Фондом Сколково и АСИ.
В июле этого года правительство утвердило программу «Цифровая экономика России» до 2025 года. Программа ставит целью внедрение высоких технологий в ведущие отрасли экономики для существенного улучшения качества жизни населения.
Но что же такое эта пресловутая "цифровая экономика", которая, по словам Президента РФ, создает новую парадигму развития государства?
Главным образом, программа включает в себя следующие основные направления развития:
Информационная безопасность
В целях безопасности планируется снижение доли российского трафика, проходящего через зарубежные серверы, снизив зависимость от иностранных серверов в 12 раз.
Россия рассчитывает выйти в целом на новый уровень в области кибербезопасности.
При этом отечественное программное обеспечение (ПО) по кибербезопасности должно занять свою долю на российском рынке, а российские бренды-производители - стать узнаваемыми. Так, Минкомсвязь планирует повысить узнаваемость отечественных брендов ПО по кибербезопасности до 50% к 2020 году, а сочетаемость российских национальных стандартов с международными должна достичь более 50% к 2025 году.
Блокчейн и интернет вещей
Подраздел "государственное регулирование" предполагает принятие ряда законов, обеспечивающих возможность использования blockchain (технология блочных цепей, первоначально созданная для обеспечения операций с криптовалютой биткоин) и интернета вещей.
По словам Дмитрия Медведева, эта технология поможет избавиться от излишней бюрократизации делового оборота.
Также Минкомсвязь рассчитывает на принятие в 2019 году нормативно-правовых актов, позволяющих использовать технологии интернета вещей и больших данных (big data). Например, big data позволяет обрабатывать огромные массивы неструктурированных данных и на их основе выстраивать движение общественного транспорта или часы работы учреждений.
В свою очередь интернет вещей, интегрированный в промышленность, может существенно сократить издержки на ремонт оборудования за счет своих возможностей предсказывать поломки.
Информационная инфраструктура
Министерство также рассчитывает к 2025 году обеспечить все населенные пункты России, в которых проживают более 1 тыс. человек, широкополосным доступом в интернет. При этом стоимость услуги будет составлять лишь 0,05% от среднего денежного дохода на душу населения.
К примеру, сейчас такое соотношение зарплаты и стоимости доступа в интернет составляет около 1%. Так, по данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников российских организаций за февраль 2017 года составила 35,845 тыс. рублей, а стоимость доступа в интернет на конец 2016 года, как подсчитали аналитики TMT Consulting, равнялась 341 рублю.
Причем уже к 2020 году Минкомсвязь намерена добиться удешевления стоимости интернета в 10 раз - до 0,1% от среднего дохода.
В труднодоступных населенных пунктах планируется предоставлять высокоскоростной интернет за счет спутниковых или беспилотных технологий, но тоже "по доступным для населения ценам".
Сети 5G будут развернуты к 2025 году в городах размером от 300 тыс. жителей. Минимум в восьми городах с населением свыше 1 млн человек сети 5G должны появиться уже в 2020 году, к 2025 году - в 15 городах.
К 2025 году Россия также достигнет доли в 10% на мировом рынке хранения и обработки данных, прогнозирует Минкомсвязь.
Исследования и разработки
Для проведения исследований и разработок министерство планирует к 2018 году создать не менее 10 цифровых платформ и механизмы поддержки для того, чтобы образовательные учреждения могли готовить специалистов высшей квалификации в области современных цифровых технологий.
Согласно планам ведомства, в 2018-2025 годах будут сформированы аспирантские и магистерские школы по каждому направлению "сквозных технологий" на базе ведущих вузов и научных организаций.
К 2025 году в России будет создано не менее 20 исследовательских центров крупнейших глобальных игроков в области цифровой экономики и реализован запуск не менее 15 технопарков (причем уже к 2020 году их будет не менее пяти).
Кадры и образование
Подраздел программы, посвященный кадрам и образованию, подразумевает создание к 2019 году электронной базы трудовых достижений россиян, которая заменит трудовые книжки и дипломы. "Доля трудоспособного населения, имеющая цифровую запись персональной траектории развития, к 2020 году составит 10%, к 2025 году - 80%", - следует из документа.
Система будет иметь открытый программный интерфейс для расширения возможностей и базовые сервисы для работы с информацией о компетенциях работника.
В образовании также планируется нововведение - с 2019 года в качестве дипломной работы будут приниматься стартапы. Кроме того, проект программы предполагает увеличение числа выпускников в сфере информационных технологий. "Количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере IT (составит) к 2020 году - 60 тыс. человек, к 2025 году - 100 тыс. человек", - говорится в программе.
Государственное управление
Главный сдвиг, который может произойти в государственном управлении - это переход документооборота в цифровой формат. Эксперты давно высказывали идеи отказаться от бумаги, а замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Соколов заявлял, что в нормативном плане для перехода "на цифру" все готово, законодательно никаких ограничений в том, чтобы уйти от бумаги, нет.
Согласно проекту программы, Минкомсвязь рассчитывает к 2025 году увеличить долю ведомственного и межведомственного электронного документооборота до 90%.
Пример того, что подразумевается под электронным госуправлением в Казахстане.
Проект программы предусматривает создание единого пространства цифрового доверия - системы, в которой будет проводиться идентификация данных, документооборот, подача сведений и получение услуг в электронном виде. К 2025 году доля услуг, предоставляемых властями в электронном виде, должна достигнуть 80%, при этом 90% граждан должны быть удовлетворены качеством электронных услуг.
Внутриведомственный и межведомственный обмен документами в электронном виде будет применять цифровую подпись в 90% случаев, планируют в Минкомсвязи (к 2020 году показатель запланирован лишь на уровне 10%).
"Умный город"
К 2025 году в 25 городах России предполагается запустить проекты по использованию беспилотного общественного транспорта, интегрированного с системами организации городского движения. А в 10 городах - проекты по использованию индивидуальных беспилотных автомобилей. В целом уровень информатизации общественного транспорта к 2025 году достигнет 100%.
При этом проекты по автоматизации управления парковочным пространством будут запущены в 10 городах уже в 2019 году.
К 2020 году в пяти российских городах будут запущены проекты по внедрению отечественного или локализованного иностранного ПО для транспортного моделирования. К 2025 году все проекты в области транспортного моделирования будут реализовываться с использованием отечественного ПО.
Также Минкомсвязь рассчитывает, что российский рынок недвижимости существенно трансформируется после 2020 года: сделки по аренде и покупке жилья перейдут в онлайн благодаря блокчейну, сокращающему риск мошенничества, а строительство станет более эффективным и бюджетным.
Согласно программе, к 2022 году доля сделок по аренде и купле-продаже недвижимости в России, заключенных в электронной форме, должна увеличиться до 50% от общего объема. Сейчас электронные сделки - достаточно редкое явление.
Также ставится задача повысить прозрачность строительства, аренды и продажи недвижимости. Для этого до 2019 года арендодатели, сдающие квартиру через электронные платформы, получат налоговые льготы, а добропорядочность участников электронных сделок с недвижимостью будет верифицироваться через специальную государственную информационную систему.
Кроме того, городские власти будут осуществлять мониторинг удовлетворенности населения, в том числе и через социальные сети. "50 городов проводят мониторинг общественного мнения и удовлетворенности горожан с использованием цифровых сервисов анализа в социальных сетях, группах мессенджеров и блогов не реже одного раза в неделю", - указывается в программе.
Цифровое здравоохранение
Проект программы предусматривает и существенный сдвиг качества оказания медицинских услуг. Согласно документу, к 2025 году будет создана экосистема цифрового здравоохранения, которая обеспечит доступность медпомощи по месту обращения и увеличит эффективность использования человеческих и информационных ресурсов при оказании медицинских услуг.
До 2025 года россиян должны обеспечить "доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности". Сама экосистема цифрового здравоохранения должна быть создана "посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных стартапов компаний в этой области".
Уже в 2018 году будут разработаны и внедрены сервисы личных кабинетов граждан и мобильные приложения, которые интегрируют с личным кабинетом на портале госуслуг.
Все инициативы по изменению федерального законодательства для регулирования отрасли цифрового здравоохранения, согласно проекту программы, должны быть разработаны, обсуждены и внесены в Федеральное собрание до конца 2018 года.
Для реализации задач в 2019-2020 годах планируется подключить все российские медицинские организации к высокоскоростному интернету. При этом к 2020 году скорость 100 Мбит/с будет обеспечена у 30% больниц, к 2025 году - у 100%. Такая скорость позволяет, например, просматривать потоковое видео в формате HD.
При этом, в целом, очевидно, что наше общество как психологически, так и технологически находится в состоянии довольно серьезного разрыва с теми инновациями и структурными реформами, которые будут внедряться в ближайшие годы.
Однако «если РФ, как и любая другая страна, не будет обладать необходимым набором технологических заделов (таких технологий, как робототехника, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн и иные технологии распределенного реестра), то в этом случае мы станем лишь более зависимыми от тех стран и тех компаний, которые такие технологии разработали», - считает министр связи Николай Никифоров.
В Великобритании закон о цифровой экономике был принят в 2010 году. Китай разработал четырехступенчатую государственную программу развития цифрового государства в 2016 году и в конце 2016 года уже отрапортовал о втором месте в мире. США - стабильный лидер, навязывающий другим странам свои цифровые решения в формате "черный ящик".
Экономисты говорят о неизбежном приходе эры цифрового капитализма, переходе на шестой технологический уклад и глобальной смене социально-экономической формации.
Однако последствия этого процесса совершенно не предсказуемы и могут иметь трагические последствия для человечества, считают даже те, кто разрабатывает технологии новой цифровой эры.
По материалам Елены Травковой, ТАСС