В Бонне рядом с домом-музеем Бетховена находится дом, который привлекает к себе внимание не меньше бетховенского, благодаря крупной надписи и фигуре на фасаде. Это один из самых старых домов Бонна, он был построен в 1700-х годах. Раньше на его месте находился другой, который, как и многое другое в Бонне, был разрушен в ходе так называемой Девятилетней войны (1688-1697). Под развалинами остался сводчатый погреб XIII века, который сохранили и использовали при строительстве нового здания. В этом доме жила крестная Бетховена. Правда, скульптуры тогда, скорей всего, не было - считается, что она установлена в начале XIX века. Во всяком случае, она присутствует на гравюрах и фотографиях, начиная с 1820 года.
Вероятно, в этом доме находился магазин, торгующий экзотическими товарами и продуктами. Об этом говорят название дома Im Mohren и фигура на фасаде. Mohr по-немецки мавр. Недавно я была на экскурсии, одна из остановок случилась возле этого дома. Немецкий экскурсовод сгорбилась, скукожилась, поозиралась по сторонам и только после этого шепотом сообщила, что перед нами фигура МАВРА.
Ну, единственный мавр, с которым большинство из нас знакомо лично, это Отелло из пьесы Шекспира. Ок, еще мавр из «Заговора Фиеско в Генуе» - тот самый, который сделал свое дело и может уходить. Еще мы знаем красивое слово “мавританский”: мавританская культура, мавританская архитектура… Несмотря на то, что государство Мавритания и сейчас существует в Западной Африке, для нас мавры - это что-то довольно загадочное из глубокой истории. Европе мавры все-таки ближе: в VIII веке они завоевали Испанию, потомки мавров-мусульман долгое время жили на Пиринейском полуострове… В конце концов, в европейской традиции юноша Бальтазар, один из трех волхвов, по легенде, принесших дары новорожденному Иисусу, был именно мавр и представлял именно Африку.
В целом для немцев слово “мавр” обозначает человека с темной кожей. И на протяжении столетий с этим не было никаких проблем, в разных регионах Германии мавры присутствовали на эмблемах трактиров, пивоварен, аптек, ничто не мешало немцам называть покрытые шоколадом зефирные полусферы Morenkopff - голова мавра, а мороженое в шоколадное глазури - Eismohr.
Но сейчас это вам не тогда. Борцы с расизмом борются и с такими названиями, требуют изменить их и в некоторых случаях добиваются успеха. Самый характерный пример - переименование бренда Sarotti, известного в Германии производителя какао и шоколада. В 1918 году марка Sarotti сделала своим символом симпатичного маленького негритенка. Простите, мавра. Это было связано с тем, что фабрика компании, как назло, располагалась в Берлине на Mohrenstraße, и с тем, что мавры традиционно симвозилировали экзотические колониальные товары. 50 лет логотип просуществовал спокойно, а в 1960-е годы в адрес компании начала поступать критика, и логотип на упаковке сделали совсем маленьким. А потом началось серьезное давление, и в 2004 году компания сменила символику. Ну как сменила… Фигурка мавра была в чалме, шароварах, туфлях с загнутыми носами… Силуэт практически таким и остался, сохранилась и сине-красная цветовая гамма, за исключением того, что сам персонаж стал намного светлее и из мавра превратился в мага, звездочета, этакого восточного волшебника.
Жертвой политкорректности пала и “голова мавра”. Зефирные Mohrenköpfe, которые именно так назывались еще в словаре братьев Якоба и Вильгельма Гримм (а в реальной жизни еще и Negerkuss), теперь именуются Schokokuss - шоколадный поцелуй, или Schaumkuss - пенный поцелуй. А шутники придумывают названия типа Schaumwaffel mit Migrationshintergrund - “пенные вафли с миграционной подоплекой”.
В разных уголках страны десятки владельцев маленьких кафе, аптек и магазинчиков защищаются от нападок, доказывая, что их заведениям вместе с названиями - сто, двести, триста лет, и их история тесно связана с местной историей, которую так просто не перепишешь… Постоянно оправдываться приходится и администрации города Кобург, где голова мавра изображена прямо на гербе. Собственно, она и представляет собою герб. Изображение связано с историей города: христианин Маврикий, уроженец Северной Африки, был направлен в Галлию во главе римского легиона. Во время боевых действий на территории Франции он отказался выступить против христиан и был казнен вместе со всем легионом. Маврикий канонизирован, является мучеником и покровителем Кобурга, поэтому и изображен на гербе города. Но, к сожалению, для многих борцов за нравственность это просто мавр с красными губами и золотой серьгой в ухе.
Радует, что фигуру мавра в Бонне снять не требуют. Несколько лет назад ее даже стали реставрировать, но выяснили, что качественно отреставрировать невозможно - деревянная скульптура от времени сильно пострадала. Так что вместо нее сделали и водворили на прежнее место точную копию из дуба.