А что Наровля? Наровля - она южная и разная.
Представляете, за советским часом в 20-е годы здесь были сельсоветы. Да не простые, а национальные. Парочка национальных украинских сельских советов, национальный немецкий совет, польский сельсовет и даже Наровлянский национальный еврейский сельсовет. В 1934 году ликвидировали.
Латышей сюда просто тупо переселили (когда начались крестьянские бунты, Артур Горватт перевез в 1872 году группу латышей из Курляндской губернии для возделывания земель).
В 90-е годы ХХ века в Наровлю потянулись русские, сбежавшие из Таджикистана, - собственно, они и сейчас здесь рулят.
Горе с этими национальными. Немцы в 30-е годы ХХ века кляузы Гитлеру писали - мол, голодаем, пришлите дойчмарки. И присылал, пока за полученные марки 5 человек к расстрелу не приговорили. Объявленный приговор "600 рабочых i калгаснiкаў сустрэлi апладысментамi".
Правда, аварию на Чернобыльской АЭС аплодисментами не встречали, и вообще от Наровли полрайона осталось: вместо 74 населенных пунктов только 35 и Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, зато заборчики теперь у всех одинаковые.
Но по любым меркам Наровля - город крупный, ибо на 8 с небольшим тысяч жителей установлено аж два памятника В.И.Ленину. Первый - центровой и авторский (ваял белорусский скульптор Аникейчик), второй - незаметный и учебный, но зорким глазом замеченный (ул.Макаренко, д.2, г.Наровля, Гомельская обл., Беларусь)
Бюст возле училища стоит с 1948 года, поэтому был свидетелем нескольких канувщих в лету фактов о Наровле: до 50-х гг. в районе выращивали кок-сагыз - техническую культуру, из которой получали каучук; именно здесь выпускали трехскладные зонтики Гомельского завода "Гидроаппаратура"; сейчас здесь выпускают зенитные фонари.
Но все-таки памятник Ильичу слишком молод и не застал времена, когда наровлянская жительница "2 чэрвеня 1933 года ноччу зарэзала сваего 9-гадовага дзiцяцi. Частку унутраносьцей пасьпела поесьцi, назаўтра ўтопiла другога дзiцяцi i памерла сама ад iстошчэньня".
Впрочем, у него еще все впереди.