К недавнему посту одной моей френдессы про рыдающего 7-летнего мальчика, выпрашивающего у мамы второе мороженое и жестокосердную маму, которая полчаса (а, может, и дольше) спокойно повторяла ему одну и ту же фразу "ты уже ел".
Сегодня состоялась у нас с Левой недетская битва. Ситуация из разряда "самадура". Понимаю, что ставить себя с ним нужно было несколько лет назад, но с этим ребенком была своя специфика, и лучше поздно, чем никогда.
Началось все с того, что он отказался убрать со стола бумажки от съеденных утром конфет. Как ни просила, ни в какую. "Ты убери!" и все тут. Потом стал проситься на прогулку. Я была только "за", приноси, говорю, носки, я помогу тебе их надеть и пойдем. Уперся. "Ты принеси!" и точка.
"Нет, - говорю - дорогой мой, хватит с меня и бумажек от конфет, которых ты больше не получишь за такое поведение. Носки приноси сам, иначе останемся дома".
Конечно, тут он стал плакать, жалобить меня, говорить волшебное слово "пожалуйста" и много других хороших слов. Я присела на один с ним уровень, посмотрела ему в глаза и четко произнесла:
- Лева, слушай меня внимательно. Я НЕ принесу тебе носки, ты возьмешь их сам, я помогу тебе их надеть и тогда мы пойдем гулять. Либо ты будешь плакать и мы никуда не пойдем. Выбирай, чего ты хочешь.
Лева уперся намертво. "Ты принеси носки!" и рыдает, и рыдает. Чтобы не потакать этим рыданиям, взяла пылесос и пошла убираться в квартире. Чего зря время терять? Думаю, без зрителей скорее иссякнет у него желание ныть и умолять. Ведь не в носках, как вы понимаете, дело. Дело в принципе. Чтобы было так, как он хочет. А у меня - необходимость быть верной слову своему.
В общем, я успела убраться во всей квартире, погладить белье, развесить его, а он все ныл, ныл и ныл. В конце концов, сел у входа в комнату, где лежали на диване носки, и стал рассказывать о том, как у него болят ножки и потому он не может пойти их и взять, и сделать это непременно должна мама. И ручки у него коротенькие, достать-дотянуться он не в силах. И вообще, он уже много-много раз сказал "пожалуйста", а воз и ныне там. Непорядок!
Это бесконечное нытье, переходящее в рыдания, мольбы и заламывания рук продолжалось почти 50 минут. Я стискивала зубы, старалась абстрагироваться, не раздражаться и не соглашаться. Соглашаться было нельзя, иначе он прогибал бы меня не следующие несколько минут, а следующие несколько лет.
В итоге, когда я в очередной раз подошла к нему, обняла, сказала, как сильно я его люблю, тоже хочу гулять, но носки приносить не буду, он тихо спросил, а можно ли ко мне на ручки? Я согласилась. На ручках он подъехал к дивану и... сам взял носки.
Я верю, что в следующий раз он будет рыдать на 5 минут меньше. А потом на полчаса меньше. А далее не будет рыдать вовсе. Просто будет знать, что "нет" это "нет", а не отсроченное "да" или "может быть".