Совершенно неожиданно для себя во время очередной съемки прикоснулась к прекрасному :) Мало того, не просто прекрасному, а прекрасному, сотворенному руками признанного мастера, которого называют "легендой современной арт сцены Нью-Йорка". Самое приятное, что мастер этот мой соотечественник. Имя его - Alexander Ney (Александр Нежданов).
В прошлые выходные меня пригласили на тестовую съемку, в которой помимо моделей, принимали участие глиняные скульптуры Александра. Макияж моделей должен был быть простым, подчеркивающим красоту девушек, но не отвлекающим внимания от запечатленных на фотографиях произведений искусства. Скажу честно, я ни сном, ни духом не чуяла, какая честь мне выпала. Только разговорившись с сыном Александра, я узнала, что работы его отца находятся в коллекциях Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного русского музея г.Санкт-Петербурга,
Государственного музея-заповедника "Царицыно". Также его работы приобрели для своих личных коллекций Михаил Горбачев, Конан О'Брайен, Джон Кьюзак, Пьер Матисс (сын известного
импрессиониста Анри Матисса), Михаил Шемякин, семья Рокфеллеров и другие известные личности. Ведущий дизайнер витрин Tiffany's & Co. на Пятой авеню Джин Мур несколько лет подряд использовал скульптуры Нея, наряду с творениями Яспера Джонса и Энди Уорхола для оформления витрин этого роскошного магазина. В одном из интервью Джин признался, что
считает Нея самым талантливым художником из всех, кого он когда-либо встречал.
Вот что говорит о нем известный московский художник Игорь Макаревич: "На меня, как и на многих учеников, огромное влияние оказала фигура Александра Нежданова. Правда, он давно уже не Александр Нежданов, а Александр Ней. Он эмигрировал еще в начале семидесятых годов сначала во Францию, а потом в Америку. Как явление именно питерского, в отличие от московского, искусства, он уже был тогда нагружен всей значимостью. Он был для нас пророком. Когда я подходил утром к школе, я видел странную фигуру, сидящую на четвертом этаже, свесивши ноги из окна, и делающюю какие-то наброски. В безумии такой вызывающей позы уже был какой-то эксцентризм.
Перед каждым молодым человеком - и тогда, и сейчас (но сейчас в меньшей степени, потому что в закрытом обществе такие вопросы всегда приобретают большую значимость) - всегда стоит вопрос, во имя чего ты занимаешься чем-то, в нашем случае искусством. Официальные учителя не могли дать на это ответ, они были достаточно заурядными людьми. С культурными процессами мы еще не могли контактировать, потому что общество было закрытое, и был очень важный внутренний вопрос: зачем? Тогда Александр Нежданов, хоть и с волевым и очень агрессивным акцентом, но мог ответить на этот вопрос.
У него была такая формула (может быть, сейчас это звучит наивно и по-детски, но эта формула действовала в то время): не имеет смысла быть художником, если ты не считаешь себя гением.
Формула данная, на мой взгляд, звучит довольно дерзко, но смысл ее верен. Любому художнику в первую очередь очень важно верить в себя, в свой талант, ведь многие творческие люди всегда сомневаются, достаточно ли они хороши в том, что делают. Успеха добивается тот, кто умеет отбросить сомнения и уверенно идти вперед.
На
официальном сайте Александра Нея размещена удивительная биография. Подробная, хорошо написанная, с отличными иллюстрацими. Я вчера зачиталась ею почти до половины третьего ночи. Не могла оторваться :) Ней пережил и блокаду Ленинграда, и давление со стороны всевидящего ока партии, не сильно довольного тем, что творчество Александра выбивалось из четко заданных рамок соцреализма. Живя в СССР, он преподавал изобразительное искусство и скульптуру в Дворце Пионеров и одним из его учеников был Сергей Довлатов! Почитайте, друзья, не пожалеете. Там же, среди иллюстраций, есть фото Владимира Высоцкого, позирующего с одной из глиняных голов, созданных Неем (жаль не могу утащить его с сайта, не умею делать на МакБуке print screen, если кто-то сможет скопировать и вырезать для меня это фото, буду крайне признательна!).
Я спросила у сына Александра, Джоэла, каким образом его отец создает эти глиняные скульптуры, похожие на кружево. Думала, что Ней использует какие-то шаблоны, которые накладываются на сырую глину и создают подобный рисунок. То, что человек может каждую такую маленькую дырочку делать своими руками (их же там многие тысячи!!), мне казалось немыслимым. Реальность показала, что для настоящего таланта нет ничего невозможного.
Посмотреть коллекции работ Александра Нея можно здесь:
-
Галерея Mimi Ferzt в Soho, NYC-
Личная коллекция Жан-Жака Герон Как-то после этих восторгов даже неудобно затрагивать прозаичную тему майкапа, но уж по заведенной традиции покажу вам своих девочек (Сара и Кэролин):