Мария Кикоть «Исповедь бывшей послушницы»
Эту книгу мне захотелось прочитать, потому как моя бабушка со стороны отца последние несколько лет до своей кончины прожила в Улейминском женском старообрядческом монастыре. Не помню, чтобы мы с ней подробно обсуждали порядки и устои монастыря. Об этом она особо не распространялась. В памяти моей остались только бесконечные церковные книги, которые она привозила с собой и постоянно читала еще до определения в монастырь, молитвы, которые бабушка возносила Господу по строго установленному графику и днем, и ночью, и то, что она называла себя «невеста Христова». Она была искренне верующим человеком, ушедшим в веру настолько глубоко, что последовала своему желанию удалиться от мира. А может в монастырь бабушку, как и Марию Кикоть, автора книги «Исповедь бывшей послушницы», определил ее духовный наставник.
Надеюсь, что в отличии от Марии, моя бабушка сумела найти в монастыре именно то, что искала. Ежедневный труд во славу Господа, общество идущих той же дорогой, послушание, покаяние и смирение. И, конечно же, мудрую и одухотворенную матушку. Последняя, как оказалось, стала определяющим фактором в судьбе Марии Кикоть, готовой на все в поисках смысла и истины в православии, но с сожалением сошедшей с избранного пути после того, как ее постигло оглушительное разочарование в том, как устроена эта система в целом.
Автор «Исповеди бывшей послушницы» Мария Кикоть за годы своей монастырской жизни четко уловила суть происходящего в Свято-Никольском Черноостровском монастыре, где планомерно и сознательно был создан культ Матушки, подменявший собой веру в Христа.
Указ сестрам исповедоваться игумении в письменном (!) виде, доносить на других сестер, запрет на дружеское общение, презрительно именуемое словом «дружбочки», строгие наказания за малейшую провинность, публичная словесная «порка» неугодных и их унижение - все это позволяло Матушке держать в страхе весь монастырь.
«Это именно тут случай, когда цель оправдывает средства и где целью стало само сохранение власти, как таковое, а совсем не то, ради чего эта власть была дана. Матушка была уверена, то без этих занятий, издевательств, пугалок и нервотрепок сестры попросту потеряют всяческую субординацию, забудут, кого нужно слушаться по имя спасения души, а потом и вовсе разбегутся, кто куда. Управление при помощи христианской любви с нормальными человеческими, добровольными взаимоотношениями она не считала эффективным. Напротив, подчеркивала важность железной дисциплины, муштры и послушания, которое мы должна были проявлять подобострастным поклонением ее, матушкиной, персоне. Любовь она считала чем-то излишним, душевным, а все душевное, никак, по ее словам, не способствовало духовному. Следуя такой логике, напрашивается вывод, что Бог есть не совсем любовь. Он есть страх».
Предельная аскетичность существования рядовых членов общины (скудное питание просроченными продуктами, проживание в порой намеренно необогреваемых помещениях, рабский труд с раннего утра и до позднего вечера) резко контрастировала с условиями, в которых находилось высшее церковное руководство.
«Матушка часто экспериментировала с сестрами, как с кроликами. Одно время на столы запретили ставить соль и добавлять ее в блюда - Матушке кто-то сказал, что соль вредна. Больше года сестры были вынуждены есть несоленое… Потом соль неожиданно вернулась на столы. В другой раз Матушка решила, что сестры слишком много едят и благословила оставить на столах из приборов только чайные ложки <…> за 20 минут они еле-еле успевали вычерпать чайной ложкой суп, а еще хотелось успеть съесть второе”.
“Все, что жертвовалось или покупалось более-менее приличного, складывалось в специальные “матушкины” холодильники на нужды игумении и ее гостей, а также на “чай” для митрополита. Такое положение дел считалось вполне нормальным, ведь игуменское и архиерейское служение тяжелы, что предполагает усиленное питание. <…> Матушка, сетуя на свой диабет и уплетая кусочек осетра со спаржей, политой каким-то розовым соусом, со слезами на глазах жаловалась нам, что не может по состоянию здоровья есть ту же еду, что и мы”.
Мария Кикоть ясно увидела, что абсолютная власть над полностью зависимыми от тебя людьми развращает, неважно, происходит это в лоне церкви или где-либо еще. Очень трудно удержаться от злоупотребления ею и еще труднее избавиться от страха ее потерять.
В ужас приводило то, что и «старшие сестры старались во всем подражать Матушке. Без всякого рассуждения они считали ее образцом духовности и даже любви, в «духовном» ее понимании. Сестры, достигшие каких-либо вершин в этой иерархии, ставшие игуменьями в подшефных Матушке монастырях по всей России, даже до Хабаровска, копировали мать Николаю полностью, даже до мелочей. В своих монастырях, в этих клонах Черноостровского монастыря, они вводили такой же устав, как в Малоярославце, с откровением помыслов и слежкой, проводили занятия и по всем вопросам советовались с матерью Николаей».
Пожаловаться на произвол рядовым послушницам было некому. Они оказались абсолютно беззащитны перед системой, где в вертикали власти действовал тот же принцип, что и в миру - «рука руку моет» - и которая предлагала им лишь одно средство решения всех проблем - во всем винить только себя и бесконечно каяться.
Разочаровавшись в порядках, царивших в Черноостровском монастыре, и осознав, что ее представления о монастырском бытие, которое дает возможность удалиться от мирской суеты и посвятить себя служению Богу, были сплошь иллюзорны и идеалистичны, Мария также обнаружила в устоях и правилах монастыря все признаки деструктивной секты. Откровенная манипуляция сознанием, запугивание желающих покинуть монастырские стены грядущими за «предательство Бога» несчастьями и даже смертью близких, доминирование групповой воли над индивидуальной, строгий контроль общения, физическое воздействие, создание психологической тюрьмы для человека - все это побудило Марию не только покинуть монастырь, но и подробно поведать обществу о том, с чем ей пришлось столкнуться.
#мариякикоть #исповедьбывшейпослушницы #эксмононфикшн Еще о судьбе книги и упомянутых в ней персонажах, включая их собственные рассказы о жизни в монастыре, вы можете прочитать здесь:
http://visionfor.livejournal.com