Мы достаточно подвижные родители, и нас не пугают вылазки куда бы то ни было. Поэтому, когда я слышу удивленные возгласы, зачем тащить ребенка во "взрослый" музей, я в ответ точно так же удивляюсь: а почему бы и нет? Если даже в чопорных российских музеях, где все экспонаты ты видишь исключительно "за стеклом", и, казалось бы, ребенку там совершенно скучно, мы и то умудрялись заинтересовать малышку, то в Эстонии, с ее стремлением во всем походить на развитую Европу, посещение музеев с ребенком становится делом увлекательным, привлекательным, приятным и... удобным.
"Глазами" своей маленькой дочки буду, безусловно я :), ей пока сложно передать словами подобные эмоции от окультуривания.
Итак, я рассмотрю следующие "взрослые" Таллинские музеи и достопримечательности, и вы поймете, что даже трехлетнему малышу там может быть интересно (а именно столько недавно исполнилось нашей малышке).
Морской музей в башне Толстая Маргарита на Pikk 70.
Морской музей (недавно отстроенный) на Кюти 17.
Городской музей,
Научный музей Аххаа,
Телебашня
Начну с Морского.
На
сайте Морского музея в Таллине расписаны различные варианты его посещения: это может быть осмотр только экспозиций в Толстой Маргарите в Старом городе (4 евро), либо посещение ангаров Леннусадам (новое здание с подводной лодкой внутри) (8 евро), или же Суур Тыль (4 евро) - самого большого в мире столетнего ледокола; есть еще вариант ангары Леннусадам + ледокол Суур Тыль (10 евро)... А можно пойти во все эти три музея, которые, по сути, и объединены на сайте в одно название Весь Морской музей, но тогда запаситесь провиантом :), временем, длительностью в весь день, и 12-ю евро на каждого взрослого для входного билета.
Я начну осмотр с Толстой Маргариты в Старом Городе, от которой затем примерно минут 20-25 пешком до набережной с ангарами.
Достаточно интересный музей с классическим видом и классическими экспонируемыми вещицами-атрибутами людей, так или иначе связанных с морем. Имеет несколько этажей, на каждый из которых можно подняться как по внутренней лестнице, так и по внешней. Наверху самой Башни - обзорная площадка со стремно-подрагивающими пластинами покрытия под ногами и чудесным видом на Старый город и порт-залив. В самом музее есть детский уголок с карандашами-раскрасками, но, в принципе, если у вас немного времени на осмотр Таллинских достопримечательностей и вы не принадлежите к любителям порассматривать "витрины", этот музей можно вполне опустить.
Далее наш маршрут проследует через трамвайные пути и перекресток к набережной, где размещаются ангары и ледокол. Если вы вдруг решили сначала сходить в Толстую Маргариту, то спросите у кассира, как дойти до Леннусадама, она подробно объяснит. Насколько я знаю, городской транспорт туда все еще не пустили, поэтому либо вариант пешком минут 20, либо три минуты на такси :)
Вот так примерно выглядят ангары снаружи.
Леннусадам, или лётная гавань, - это порт и ангары, построенные по приказу Николая II незадолго до Октябрьской революции для прикрытия морского пути в Петербург от представлявшего перед Первой мировой войной грозную силу немецкого флота.
фото с сайта музея
Ангар задумывался как база для размещения новинок того времени - военных гидропланов, он также должен был быть способен укрыть под своей крышей самый большой (на тот момент) в мире бомбардировщик-гидроплан "Илья Муромец". Для решения такой задачи опять же впервые в мире была построена куполообразная крыша из железобетона без промежуточных опор.
фото с сайта музея
Сразу после завершения строительства на базу морской авиации были закуплены восемь британских двухместных гидропланов Short Type 184, полноразмерная копия одного из них сейчас находится под потолком музея и создаёт неподдельное ощущение реалистичности наряду с остальными экспонатами.
Примечательно, что самолёт этого типа впервые в мире осуществил успешную торпедную атаку с воздуха. В общем, лётная гавань в 1917-м году была самой, как модно говорить сейчас, инновационной и во всех смыслах уникальной, недаром на её восстановление и устройство музея в двадцать первом веке ушло два года и 15 миллионов евро.
фото с сайта музея
Слева пришвартован ледокол Suur Tõll (Большой Тыль). Фото с сайта музеяМузей начинается с кассы, расположенной рядом с огромными аквариумами, в которых представлены жители местных рек, озёр и морей, что вызывает неподдельный интерес у посетителей, привыкших видеть в аквариумах тропических рыбок. - О, смотри, плотва, а тут краснопёрка! - самые частые здесь восторженные возгласы на русском языке :)
Внутреннее пространство и экспозиции музея поделены на три уровня, в соответствии с реалиями морской жизни.
Первый - подводный уровень с изображением рыбок, глубинными бомбами и остатками деревянного корабля Маасилинна, построенного в ХVI веке.
Остатки дна корабля Маасилинна, который на 100 старше шведской Васы, собственно, и осталось от него в 100 раз меньше. Фото с сайта музея.
Пол "на глубине" разных оттенков синего цвета - ассоциируется с водой - и расписан под морские карты с указанием глубин, различных картографических знаков и особенностей подводного рельефа.
Для особой реалистичности по всему залу с потолка вниз спущены лампы, у которых под стекло плафона налита вода: лампы покачиваются на длинных тросах, перекатывая ее внутри себя - и на полу создаётся впечатление ряби на водной глади моря.
Второй - уровень поверхности воды с лодками, буями, макетами береговых оборонительных сооружений и оружия.
Этот уровень практически весь подвесной: справа и слева от мостика в воздухе плавают ялики, ботики, различные лодки и огромная коллекция разноцветных больших и маленьких буёв.
Третий уровень - надводный- атмосферный в прямом и переносном смысле: над головой набирает высоту гидроплан (к нему поближе можно подобраться, поднявшись по специальному мостику, но к сожалению, только в сопровождении гида),
под потолком висят огромные винты, сам потолок стилизован под натуральную протекающую крышу и, по словам местных экскурсоводов, потребовал изобретательности от маляров, чтобы придать ему естественность: бетонные своды были выкрашены чёрной краской на водной основе, а потом с помощью брандспойтов струёй воды краска была частично
размыта и стекла по куполу и стенам, придав таким образом весьма эффектный вид ангару. По сути эта "роспись" - одна из самых больших акварелей в мире.
Каждые 10-15 минут на потолок проецируется движущееся изображение атакующего гидроплана, при этом зал наполняется гулом двигателей и прочими милитаристически-индустриальными звуками, таким образом, давая посетителям возможность ощутить весь спектр чувств и ощущений человека, попавшего под авианалёт на военно-морскую базу.
Главным украшением музея является подводная лодка Лембит, заказанная в 1936 году в Великобритании эстонским правительством, единственная из субмарин Таллинского гарнизона, прошедшая всю войну и ставшая на прикол по старости в одном из черноморских портов. Лодка готовилась пойти на переплавку, когда она попалась на глаза одному из подводников, воевавшего на ней во время войны: он и другие, оставшиеся в живых, члены экипажа, добились перевода её в Балтику и сохранения как музейного экспоната.
фото с сайта музея
За время долгого простоя с лодки было снято практически всё оборудование, однако она оставалась на плаву и в 2011 году её отбуксировали в гавань, после чего вкатили в ангар и отреставрировали, доведя до идеального состояния.
Внутреннее убранство подлодки поражает своей "камерностью" и эргономичностью, там есть всё необходимое для длительного пребывания лодки в походе, но при этом страшно даже подумать, как могли жить и работать десятки людей в
таком замкнутом пространстве в окружении такого огромного количества машин и механизмов. Взрослых людей такие условия вводят в состояние потери восприятия пространства, а вот детям там вполне комфортно: наша малышка, едва забравшись в "спальный" отсек, сняла сандалеты и полезла отдыхать на кровати-полки.
В зале есть несколько интерактивных зон, например, симулятор аэроплана, на котором можно ощутить себя предком пилота "Эстониан Эйр" и поднять или посадить "стальную птицу" в аэропорту Таллина. Очень здорово "полетать" на нем, и ощущение от полета довольно-таки реалистичное.
Рядом с симулятором аэроплана расположен симулятор подводной лодки в виде "Еллоу Сабмарин", где, сидя на стуле и глядя на экран, можно получить представление о хождении и погружении подлодки.
фото с сайта музея
Самым удачливым и терпеливым достанется возможность попробовать свои силы в навигации радиоуправляемых моделей кораблей по уменьшенной копии Таллинского пассажирского порта (все действие происходит в "бассейне" с водой): пультов управления кораблями там всего несколько, а посетителей и желающих никогда не бывает мало.
Любителям бумажных самолётиков предлагается сконструировать самую прямолетающую модель и запустить её так, чтобы она пролетела сквозь сужающийся тоннель из колец - развлечение, не оставляющее равнодушным ни одного взрослого человека, у которого было детство, а про детей и говорить нечего.
Вы также можете попробовать себя в качестве стрелка интерактивного зенитного расчёта и постараться сбить пару-тройку самолётов и вертолётов.
Ну и одно из самых популярных и весёлых развлечений - это примерка морской формы различных времён и флотов , в которой можно сфотографироваться на фоне исторических пейзажей: на специальном терминале можно выбрать фоновую картинку и оставить свой электронный адрес, чтобы компьютер переслал вам получившиеся фотографии.
Вообще, повсюду в зале стоят информационные терминалы, приложив к которым свою карточку-билет можно почитать и посмотреть много интересного о музее и экспонатах, находящихся в нем, а затем отправить наиболее понравившуюся информацию на свою электронную почту.
пожарный "щит" и мусорница - подобные "ромбы" стоят посередине каждого моста.
Если вы заказываете экскурсию в сопровождении гида, то вас пропустят на крутой мост-арку - самую высокую смотровую точку в зале. Подняться на него и спуститься - отдельное удовольствие, сравнимое с некоторыми экстремальными видами спорта ))))
Отдельного упоминания заслуживают туалеты - стилизованные под морскую тематику, они выглядят необычно и интересно ))), и гардероб: гардеробщицы нету, и верхнюю одежду посетители вешают на вешалки безо всяких номерков. Страшно? ;) Есть немного. Поэтому в норковых шубах рекомендую этот музей не посещать. Мы были в музее последний раз три месяца назад, возможно, что-то изменилось.
В музее на втором уровне есть кафе, в котором вполне неплохо можно перекусить.
В заключение хотелось бы отметить, что музей получился действительно уникальный, там есть, на что посмотреть как продвинутому почитателю флота и моря, так и простому обывателю, а интерактивность экспозиций и подбор предметов делает посещение интересным и незабываемым не только для взрослых, но и малышей.
Итак, если подвести черту, что может быть интересно ребенку:
посмотреть, поглазеть, потрогать, полазить - музей действительно интересный.
- полюбоваться на рыбок в аквариуме
- сделать самому и позапускать самолетики в мишень
- полазить по орудиям и подводной лодке (наша малышка оба раза от нее была в дичайшем восторге!), по торпедам и глубинным бомбам
- "полетать" на аэроплане
- порулить парусной лодкой
- поиграть с радиоуправляемыми корабликами
- примерить морскую форму
- "пострелять" из зенитной установки
- перекусить в кафе
- купить сувениры на память
Если останутся силы и время, можно сходить на ледокол Суур Тыле - он находится совсем рядом. Побродить по нему, представить себе, каково это - жить и работать на нем...