классика

Nov 23, 2009 17:47

редкие выезды с родителями на дачу хороши не только своей редкостью. Как ни странно, этот дом и участок, воспринимавшиеся в подростковом возрасте как аналог Чистилища, теперь стали вариантом фамильной усадьбы. Хотя по виду это совершенный семейный долгострой. Зато есть зеленая еще трава, яблоки в погребе, крик гусей далеко в селе, дым костра, пушистая кошка зимняя наймичка и пожелтевшие книги. Сименон, Купер, Толстой, Шевченко, Лондон... Когда-то за ними стояли в очереди. Сегодня... сегодня попадание в человеческие руки для них - дело случая. И погоды. Когда темнеет рано, на улице сырость или непогода, забираешься в кровать с книжкой. И как давным-давно в детстве мама ворчит "Хватит читать, выключай свет". А мне не хочется. Хорошо, тихо, как редко теперь бывает, да еще и "Хаджи-Мурат" есть.

Классика - это все же здорово. Слово и слог без показушности. Истории, рассказанные спокойно и с чувством собственного достоинства, со смыслом, но без давящего морализаторства. И с тем "послевкусием", которое редко остается от книг нынешних. Ты не плачешь, не хохочешь, ни проклинаешь, не трясешься от страха - ты думаешь. И отрывки рассказа, только на первый взгляд простые донельзя, складываются в нечто совершенно новое в твоей голове.
После "Хаджи-Мурата", как ни странно, мало думалось про Чеченские кампании, шариат и т.п. Думалось про фильмы Тарантино. С одной стороны из-за этой мозаики повествования, когда каждый герой рассказывает свою историю, а оказывается - одну общую, совершенно отличающуюся от индивидуальных версий. А с другой - из-за качества изображения насилия. Я не люблю фильмы Тарантино (и не только его, просто его картины претендуют на звание чертовски популярных в самых широких кругах) за поэтизацию бессмысленного и немотивированного насилия. А вот после "Хаджи-Мурата" как-то совершенно отчетливо стала видна бессмысленность насилия вполне мотивированного, местами даже описываемого как природное.
Думалось про то, что во многих нынешних журналистских творениях меньше объективности, сбалансированности, анализа, правды жизни, про образность и говорить не стоит, чем в этой кавказской истории - наполовину услышанной, наполовину придуманной. И еще про извечное - "хотят ли русские войны", и про внимание автора к каждому убитому солдату. И про какую-то вечную, вроде того Жида, Марушку с пирогами. Ну и конечно про отличные слова Хаджи-Мурата, точнее про сказанную им пословицу - на заметку всем глобалистам и поборникам общечеловеческих ценностей:

Угостила собака ишака мясом, а ишак собаку сеном - оба голодные остались. Всякому народу свой обычай хорош.

книжняя полка, внутренности избы

Previous post Next post
Up