ЯНВАРЬ-2011.
РОССИЯ В ЗЕРКАЛЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ. Итоги минувшего года
В прошедшем году России удалось не только сохранить и укрепить свои позиции на международной арене, но заложить основу для дальнейшего роста авторитета страны в 2011 году. Важнейшим событием стало формирование Таможенного союза ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана. Этим был сделан первый шаг к следующему интеграционному этапу - утверждению на встрече глав трёх государств пакета международных договоров, составляющих правовую основу Единого экономического пространства «тройки» со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которое открыто для присоединения других стран. Принятые в декабре Советом коллективной безопасности ОДКБ изменения в базовые документы Организации повысили её эффективность, в том числе в кризисных ситуациях, и ещё раз подтвердили востребованность ОДКБ как ключевой структуры коллективной безопасности на постсоветском пространстве.
Минувший 2010 год прошел под знаком «перезагрузки» российско-американских отношений. Одним из самых серьезных ее результатов стало подписание договора об СНВ, рассчитанном на 10 лет и призванном стать одной из основ современной системы международной безопасности. Торжественная церемония подписания состоялась в Праге 8 апреля, а в конце года договор был ратифицирован американскими конгрессменами и сейчас проходит аналогичную процедуру в российском парламенте. Это важный шаг укрепления глобальной безопасности, имеющий значение не только для двух стран, но и для всего мирового сообщества. Как сказал глава российского МИДа Лавров, документ договора об СНВ является «золотым стандартом» для заключения подобного рода соглашений«.
В контекст «перезагрузки» отлично вписался и успешный визит в США президента РФ Дмитрия Медведева, в ходе которого были или подписаны, или обговорены перед подписанием ряд важных межправительственных соглашений, имеющих большое значение для обеих стран. Например, соглашения о партнёрстве в области инноваций, о стратегической стабильности и борьбе с терроризмом. Был возвращён в Конгресс, а затем подписан очень важный для России документ, известный как «ядерный договор 123», который сделал возможной совместную работу в области атомных технологий и предполагает обмен этими технологиями. Что характерно, западные СМИ говорят об этом договоре, как о большом успехе России, а наши эксперты предпочитают не видеть этого достижения. А ведь речь идёт о новых технологиях и разработке новых реакторов, в том числе реакторов малой мощности, на быстрых нейтронах, высокотемпературных реакторов.
Можно определённо утверждать, что «перезагрузка» российско-американских отношений действительна и реальна, и пока ни «шпионские», ни какие другие скандалы, раздуваемые противниками разрядки, результатов не принесли.
Произошли существенные изменения и по линии Россия-Европа. Сближение происходило, как и в целом с ЕС, так и с отдельными странами. В частности, следует отметить начавшееся «потепление» с Великобританией, в которой новое правительство выразило готовность заняться исправлением ошибок своих предшественников. И хотя опять «вовремя» произошёл очередной «шпионский» скандал и желание к сближению только продекларировано, тем не менее, отрадно уже то, что «благие намерения» хотя бы официально заявлены.
Небывалое улучшение отношений наблюдается и с Польшей. В течение всех последних лет между нашими странами существовал ряд разногласий, и казалось, что взаимопонимание не будет найдено, однако, апрельская трагедия под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, летевший почтить память расстрелянных под Катынью польских военных, позволила сделать то, что годами не удавалось политикам. Дружеское участие и сочувствие в скорби и помощь России были по достоинству оценены поляками и позволили начать сближение между Москвой и Польшей. Декабрьский визит в Польшу президента Дмитрия Медведева закрепил курс на нормализацию отношений с нашим соседом.
Прошедшие почти подряд во второй половине года саммиты в Довиле, Лиссабоне и Брюсселе стали показателем успешности политики России в Европе. Было объявлено, что Россия и Евросоюз совместно начинают осуществлять программу «Партнёрство для модернизации», создают комитет Россия - Евросоюз по вопросам внешней политики и безопасности и согласовывают позиции России и Евросоюза по условиям российского присоединения к ВТО.
В Лиссабоне наметилось сотрудничество между Россией и НАТО, замороженное после конфликта 08/08/08. Генсек НАТО Расмуссен первым проявил инициативу, пригласив Медведева на саммит и предложил Москве сотрудничество в строительстве европейской ПРО. Саммит позволил наметить «ориентиры по выстраиванию партнёрства, основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости». Впервые в новейшей истории удалось согласовать Совместную декларацию, в которой было зафиксировано, что отныне стороны не представляют угрозы друг для друга и будут совместно работать с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. Несмотря на разность во взглядах, на всех трёх саммитах было подтверждено понимание, что безопасность в Евро-Атлантике должна быть неделимой, а система международных механизмов в этой сфере требует обновления.
Был урегулирован давний конфликт между Россией и Норвегией и подписан договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Данное соглашение способствует улучшению общей атмосферы российско-норвежских отношений, оказывает позитивное воздействие на ситуацию на Крайнем Севере в целом и является признаком доверия и взаимопонимания в регионе. Россия продолжала политику сохранения Арктического региона как зоны мира, стабильности и широкого международного сотрудничества в соответствии с Илулиссатской декларацией 2008 года пяти прибрежных арктических государств и продемонстрировала приверженность переговорному решению всех спорных вопросов на основе международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву.
На дальневосточном направлении России также в прошедшем году сопутствовал успех. Россия - тихоокеанская страна, и для неё не менее важны активные действия в этом регионе. Поэтому президент Медведев принял участие в трёх международных встречах: «двадцатка» в Сеуле, второй по счёту саммит Россия - АСЕАН в Ханое и саммит АТЭС в Иокогаме. На Сеульском саммите в ноябре впервые была принята конкретная программа действий, направленных на успешную реализацию Рамочного соглашения об устойчивом и сбалансированном росте экономик стран 20-ки, а также решения о перераспределении 6% квот в МВФ в пользу быстроразвивающихся стран. Кроме того, был принят план о создании Глобальной сети финансовой безопасности, одобрении Сеульского консенсуса по развитию во имя общего роста и регулирования на международных финансовых рынках, вновь подтверждена необходимость форума в качестве гаранта устойчивого глобального экономического развития.
Новый этап сотрудничества намечен в отношениях со странами АСЕАН. На саммите было принято решение разработать и приступить к выполнению «дорожных карт» по конкретным направлениям взаимодействия с прицелом на долгосрочные программы партнёрства. Россия присоединилась к механизму Восточноазиатских саммитов (ВАС).
На саммите форума АТЭС в Иокогаме с участием России были консолидированы подходы стран-участниц к углублению экономической интеграции и одобрена Стратегия АТЭС в сфере развития, нацеленная на осуществление сбалансированного, устойчивого, всеобъемлющего, инновационного и безопасного роста в посткризисный период.
Весьма успешно прошёл визит Дмитрия Медведева в Индию, в ходе которого участниками был подчёркнут высокий уровень привилегированного стратегического партнёрства между двумя странами, подписано множество взаимовыгодных договоров экономического и политического характера.
Российско-китайские отношения также динамично развивались и достигли высокого уровня. В течение года состоялись шесть встреч между главами государств, многочисленные контакты по линии министерств и ведомств. Россия и КНР эффективно взаимодействовали на международной арене, в том числе в рамках различных международных организаций. Благодаря совместной российско-китайской инициативе и при поддержке других членов ООН, был урегулирован серьёзный конфликт на Корейском полуострове между двумя Кореями. Успешно проведены мероприятия Года китайского языка в России. Еще одно событие, не замеченное отечественными журналистами, но имеющее далеко идущие последствия - это завершение строительства нефтепровода ВСТО из России в Китай, который стал крупнейшим проектом двустороннего экономического сотрудничества и имеет большое значение для энергетической безопасности России, дифференциации поставок нефти, и уменьшает зависимость от Европы. Ожидается, что в течение 20 лет по этому нефтепроводу в КНР будет поставлено около 300 млн. т. нефти. Как отметил на открытии российский премьер Владимир Путин, ВСТО - это «заметная конкуренция европейскому маршруту».
Углублялось взаимодействие России с Республикой Корея, Сингапуром, Вьетнамом, Японией, несмотря на возникшее с японской стороны демарши из-за посещения президентом РФ Курильских островов. Большие перспективы российско-вьетнамского сотрудничества открываются после договорённостей, достигнутых и подписанных в ходе визита российского президента с большой представительной делегацией во Вьетнам в конце октября. Таким образом, Россия укрепила связи со странами АТР, которые в совокупности стали сегодня мощным центром экономической силы, и это является стимулом, который может помочь модернизации Дальневосточного региона РФ. Удалось добиться качественного оживления и реального прогресса во взаимовыгодном сотрудничестве с государствами Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки. Особо стоит отметить дальнейшее развитие отношение с Венесуэлой и Турцией, которая по сути превратилась в стратегического союзника РФ.
В феврале была принята новая Военная доктрина Российской Федерации, утверждающая новые принципы в области безопасности и внешней политики РФ, которые были выработаны с учётом международной обстановки и существующих реалий переходного этапа мирового развития в процессе формирования многополярной международной системы. В ней впервые предусмотрено, что Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против неё и её союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование российского государства.
Большой международный резонанс вызвали проведённые в нашей стране и за рубежом торжества, посвященные 65-летию Великой Победы над фашизмом и специальное торжественное заседание Генассамблеи ООН. Они явились важным политическим сигналом, обращённым в будущее, для всех, кто пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны и вклад СССР в победу над фашизмом, и способствовали усилиям по противодействию спекуляциям и преднамеренным фальсификациям вокруг новейшей истории. Празднование же Годовщины Победы в Москве показало всему миру роль и значение России как фактора стабильности и мирного сотрудничества на постсоветском пространстве.
Не смог принести никаких, сколь либо существенных неприятностей России и разразившийся к концу года скандал с разоблачениями сайта Wikileaks. На вопросы журналистов президент Медведев заявил, что российскому руководству безразличны оценки внутренней ситуации в стране, которые даются в документах, опубликованных на данном сайте: «Нам в общем-то наплевать на то, что говорят в дипломатических кругах, давая оценку тем или иным общественным процессам в нашей стране. Это лишь мнения. Гораздо важнее то, что происходит на самом деле», а Сергей Лавров назвал утечки «забавным чтивом». Тем не менее, о «цинизме» некоторых американских дипломатов, проявившемся в их опубликованной на Wikileaks корреспонденции, Дмитрий Медведев всё же упомянул.
Несмотря на небольшое охлаждение и отказ продать Ирану комплексы С-300, вектор действий российской стороны направлен на решение проблем политико-дипломатическими действиями. Россия выступила против ужесточения санкций в отношении Республики Иран, усиленно предлагаемые Западом и этим сумела, в целом, сохранить доверие своего южного соседа. В подтверждении этого посол Республики Иран Сейед Реза Саджади заявил на днях в Москве: «С самого начала Россия и Китай занимали более разумную позицию в отношении Ирана...Мы ожидаем от России и Китая, что во время заседания в Стамбуле они будут играть ту же роль, придавая западному подходу большую логику и справедливость и рекомендуя Западу оставить агрессивный и наступательный дух по отношению к нашим правам, который царит на заседаниях, и, используя справедливый и реалистичный подход, официально признать права Исламской Республики Иран».
После февральских выборов на Украине и реваншем Партии регионов, приоритетом новой власти стало восстановление российско-украинских связей, пострадавших в годы правления Ющенко. Благодаря этому начало нового года прошло без обострения «газовых войн», характерных для «оранжевой эпохи». Произошла «перезагрузка» российско-украинских отношений и руководству наших стран удалось достичь очень важных результатов: подписаны Харьковские соглашения, которые разрешили проблему цен на газ и вопросы пребывания Черноморского флота в Севастополе и позволили возобновить старые и заключить новые взаимовыгодные экономические договорённости.
Важнейшим событием стало формирование Таможенного союза ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана. Этим был сделан первый шаг к следующему интеграционному этапу - утверждению на встрече глав трёх государств пакета международных договоров, составляющих правовую основу Единого экономического пространства «тройки» со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которое открыто для присоединения других стран. Принятые в декабре Советом коллективной безопасности ОДКБ изменения в базовые документы Организации повысили её эффективность, в том числе в кризисных ситуациях, и ещё раз подтвердили востребованность ОДКБ как ключевой структуры коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Успешно прошёл Каспийский саммит в Баку, в ходе которого было подписано рамочное Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, создающее правовую основу для развития практического взаимодействия компетентных органов 5 стран (в том числе Ирана) в противодействии новым вызовам и угрозам, а также обеспечении безопасности морского судоходства и мореплавания на Каспии.
Благодаря усилиям и гарантиям безопасности со стороны России, сохранилась приверженность сторон мирным переговорам в Нагорно-Карабахском и Приднестровском конфликтах и продолжалось восстановление и мирное строительство в Южной Осетии и Абхазии.
Таким образом, можно констатировать, что в прошедшем году России удалось не только сохранить и укрепить свои позиции на международной арене, но заложить основу для дальнейшего роста авторитета страны в 2011 году.
Татьяна Таллерова
http://win.ru/school/6313.phtml