Моше Фельденкрайз, основоположник системы развития человеческого потенциала, основанной на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела, утверждал: «Нет правильного и неправильного, есть то, как ты делаешь сейчас». Он выдвинул гипотезу, что, когда мы рождаемся, мы обладаем абсолютно всеми необходимыми для жизни навыками, у нас есть всё, что нам нужно. Однако, большинство навыков мы не используем, отбрасываем как ненужные и забываем. Кажется, что утрачиваем навсегда. И мы знаем на примерах множества людей, что в любом возрасте возможно освоить разное (например, выучить новые языки, заняться спортом и достичь успехов), если направить на это свое внимание и регулярно тренироваться.
В современном деловом мире порой можно услышать фразу «Давайте без эмоций!», словно эмоциональность является человеческим недостатком.
В обществе принято «держать лицо» и скрывать личные переживания. Часть нормальных, природосообразных человеческих чувств (например, злость) табуирована, а их выражение «на людях» осуждается. Чувства принято делить на «положительные» и «отрицательные», и от «отрицательных» чувств люди стараются «избавляться, не чувствовать их». А проявление «положительных» чувств, наоборот, одобряется и кто-то даже имитирует их, чтобы получить общественное одобрение.
Люди, которые считают себя «излишне эмоциональными», стараются «исправить себя», научиться «управлять своими эмоциями».
При таком подходе игнорируется и упускается большой объем важной информации: мы не берем во внимание и не учитываем то, что подсказывает нам наше тело - наш единственный искренний источник данных, верный друг. И реальность в том, что мы все всегда «как на ладони», мы предъявляем себя и транслируем себя в мир своим внешним видом, своей мимикой, запахами своего тела - даже тогда, когда пытаемся что-то скрыть, сдержать.
В разных ситуациях или в разных контекстах похожих ситуаций мы встречаемся с разными ощущениями в теле. Также мы встречаемся с разными ощущениями в теле, когда моделируем какие-то ситуации в своей фантазии. Таким образом, наши переживания - это телесные реакции в ответ на что-то происходящее в окружающем мире или в наших фантазиях. Их принято разделять на:
- эмоции - кратковременные реакции;
- чувства - пролонгированные во времени реакции;
- эмоциональные состояния - совокупности телесных ощущений, внутренних переживаний, пролонгированных во времени.
- аффекты - это кратковременные и высоко интенсивные (взрывные) эмоциональные процессы.
Существуют разные классификации эмоций, чувств, состояний. Выделяют:
- элементарные эмоции - простые ясные эмоции, например, страх;
- составные эмоции - сложные эмоции, состоящие из нескольких элементарных эмоций. Например, обида - это смесь из огорчения, разочарования и злости;
- базовые эмоции, которые переживаются всеми людьми, независимо от их культуры, страны, воспитания;
Пол Экман, американский психолог, специализирующийся в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии лжи и распознавания лжи предложил такую классификацию базовых эмоций:
- Страх;
- Отвращение;
- Презрение;
- Печаль;
- Удивление;
- Гнев;
- Счастье.
На опыте, если направить внимание на свои телесные ощущения, то можно обнаружить, что «положительные эмоции» - это то, что нами переживается легко, а «отрицательные» - то, что переживается трудно. У каждого переживания своя длительность во времени (что-то мы ощущаем на краткий миг, а что-то длится и длится) и интенсивность (от едва ощутимой до затопляющей, «сногсшибательной»).
Когда мы вспоминаем и анализируем контекст ситуации, вызвавшей в нас какой-то эмоциональный отклик, прислушиваясь к своим телесным ощущениям, то можем обнаружить факты, оказавшиеся вне поля нашего внимания в моменте. Можем увидеть более широкий контекст и смысл произошедшего. И, таким образом, сделать выводы и усвоить полученный опыт. Следовательно, эмоция - это не простая телесная реакция, а источник информации, обладающий конкретными полезными для нас функциями:
- Ориентировочная функция. Задаваясь вопросами «Что я чувствую? В ответ на что я чувствую?», я нахожусь в контексте ситуации и, анализируя свои ответы, получаю возможность лучше ориентироваться в происходящем;
- Регулятивная функция. Задаваясь вопросами «Что я хочу сделать из своей эмоциональной реакции? Какие могут быть последствия, если я сделаю это?», я прогнозирую исходы ситуации и получаю возможность выбрать (отрегулировать) свое поведение.
Мы, люди, являемся «сложносочиненными» существами и можем одновременно ощущать разные эмоции и чувства, порой, кажущиеся, «несовместимыми». Когда нас разом «затапливают» такие «противоположные» переживания, нам бывает сложно с ними справляться. В таких ситуациях нам помогает осознавание: направленный взгляд на происходящее с нашим телом и называние всех-всех чувств: очень важно признавать все свои эмоции, каждой «дать имя» и понять причины её рождения в данной конкретной ситуации.
Экология эмоций - это то, чему нас не учат в детском саду, в школе, ВУЗе. Да, нас учат нормам поведения в обществе и личной гигиене (принимать душ, чистить зубы, надевать чистую одежду..). А вот хорошо обходиться со своим телом и своими чувствами мы учимся на собственном опыте - по наитию и в соответствии с тем, какие адаптационные сценарии мы усвоили в процессе развития с детства до взрослого возраста.
Можно ли управлять эмоциями?.. Можно и нужно - учиться управлять своим поведением в опоре на информацию, которую дает нам наше тело - наш искренний и верный партнёр.
Задача взрослого человека:
- Разумно использовать свои ресурсы;
- Хорошо обходиться с собой.
Управление своим поведением - это тренируемый навык. Важно:
- Осознанно направлять внимание на себя, следить за своевременным удовлетворением телесных потребностей - вода, еда, туалет, движение, сон;
2. Распознавать и называть свои переживания;
3. Анализировать причины возникновения переживаний («На что я реагирую? На какие обстоятельства или какие собственные мысли, фантазии?»);
4. Распознавать импульсы к действиям («Что я хочу сделать в связи с этими обстоятельствами?»);
5. Прогнозировать вероятные последствия вариантов действий («Что будет, если я поступлю тем или иным образом?»);
6. Выбирать вариант и осуществлять действие - делать.
Где наше внимание - там энергия и качественные изменения.
Экология эмоций
Моше Фельденкрайз, основоположник системы развития человеческого потенциала, основанной на самосознании и понимании себя в процессе работ..
vk.com