духовной жаждою томим...

Jun 21, 2011 10:45

Подруга находит успокоение в рисовании неба и облаков, попросила каких-нибудь репродукций для вдохновения - покуда дождь за окном. Первое, что пришло на ум это показать "Над вечным покоем" Левитана. Так что ели в это воскресенье привезённую ею огородную клубнику и смотрели небо у Левитана.



Вспоминаю, как сравнивали в школе с детьми пейзажи Саврасова и Левитана.

Саврасов Алексей - Разлив Волги под Ярославлем.
Саврасов учитель, Левитан ученик. От сего часто очень похожие сюжеты - но небо, его настроение и действительно какая-то непостижимая Божественная наполненность - это всегда есть у Левитана.



Левитан Чехову:

«Господи, когда же не будет у меня разлада, когда я стану жить в ладу с самим собою - этого кажется никогда не будет. Вот в чём моё проклятие. Что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней. Никогда ещё я не чувствовал так сильно, то Божественное нечто разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается ЛЮБОВЬЮ. Многие не поймут, назовут романтическим вздором, пускай. Они благоразумие, но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту в окружающем, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём - и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения?



Левитан И.И. Озеро

И он же:
"Как странно всё это и страшно. КАК ХОРОШО НЕБО! И НИКТО НЕ СМОТРИТ...
Какая тайна мира!
Нет конца и никто никогда не поймёт этой тайны как не поймёт и смерть."



Так любить мир, природу, русскую одухотворённую, быть на грани отчаяния от невозможности выразить, что видишь и, как насмешка: не иметь также при жизни права пересечения черты осёдлости, вьезда в Москву, права называться живописцем русской природы из-за еврейского происхождения...И всё равно босиком в рваном пиджаке через страдание и боль - писать творить и томиться духовною жаждою...
Previous post Next post
Up