Люблю сайт “Православие и мир” за похвальную честность. Несколько статей, фрагментарно. Курсив врага рода человеческого мой.
«Коврик для батюшки», священник Сергий Круглов, Мария Строганова, от 4 сентября 2015 г. (
http://www.pravmir.ru/o-vrednyih-privyichkah-prihozhan-i-kovrike-dlya-batyushki/):
«…Если нет общей молитвы и любви, получается, что храм - только некое присутственное место, в котором существуют правила поведения, и ориентируются здесь не на человека, а на эти правила…
Думаю, любой священник может рассказать много забавных случаев, связанных с вредными привычками прихожан. Например, батюшка долго стоит на исповеди, у него с человеком важный разговор, а в это время вдруг очнувшаяся свечница вспоминает, что священник стоит на голом полу, и начинает его толкать, чтобы подложить коврик под ноги. Люди, которые впервые пришли на исповедь, бывают, конечно, шокированы. Я говорю: «Не обращайте внимания, это просто заземление, чтобы, когда в батюшку ударит благодать, все хорошо закончилось».
Или наоборот, были случаи, когда у меня из-под ног выволакивали коврик, потому что на коврике усмотрели изображение креста. Тетенька с воплем «батюшка на кресте стоит» выдирает из-под ног коврик…
По поводу неправильного поведения прихожан также бывает очень много нареканий. Люди, которые относятся к Церкви прежде всего как к религии, как к набору обрядов и правил, стремятся эти вредные привычки обличать и исправлять. Они считают, что всякое нарушение сакральных вещей влечет за собой наказание не только для того, кто их нарушил вольно или невольно, но и для всех остальных, кто его окружает. То есть они могут «заразиться» гневом Божиим, который обязательно снизойдет на человека за неправильное исполнение чего-либо в храме…
Когда я еще служил в Минусинске, там был такой характерный случай. Как известно, есть правило, что между аналоем, на котором лежит центральная икона, и солеей нельзя проходить. Люди, которые впервые пришли в храм, особенно в 90-х годах, конечно, не знали, как тут вести себя, и старые церковные работники воспитывали их: как надо ставить свечи, в каком виде заходить, где можно и нельзя ходить.
И вот заходит тётенька с маленьким мальчиком и, конечно же, проходит по этому открытому месту между аналоем и солеей. Я служил панихиду, разговаривать было нельзя, и одна наша суровая старушка начинает эту тётеньку одергивать и жестами показывать: ну-ка быстро обойди вокруг. Женщина перепугалась, она же тоже знает, что «самое главное» в церкви - это набор правил, обрядов и так далее, - и стала обходить вокруг. Суровая работница нашего храма отвлеклась на другие задачи, ушла в сторону.
А поскольку дальше этой женщине никто не сказал, как действовать, она обошла вокруг аналоя один раз, второй, третий, по-моему, раз пять тихо и смиренно его обошла. Люди стоят на панихиде, половина присутствующих уже еле сдерживают смех, а она все ходит. Наконец, наша работница вернулась и с гневом набросилась на тех, кого она считала ниже себя по рангу: «Вы что делаете, вы не могли ей сказать, как правильно вокруг надо обходить, Господь вас всех накажет!» Было такое ощущение, что, действительно, если бы та женщина еще пару раз обошла вокруг аналоя, купол храма раздавил бы всех нечестивцев».
Вопрос № 1: почему нельзя выбросить пылесборник коврик, который создает столько проблем? Манипуляции с ним - это что, тоже «благочестивая традиция», да? Вопрос № 2: почему во время панихиды разговаривать нельзя, а издеваться над людьми можно?
«“Вредные привычки” прихожан - кто виноват?», протоиерей Игорь Фомин, Оксана Головко, от 20 августа 2015 г. (
http://www.pravmir.ru/vrednyie-privyichki-prihozhan-kto-vinovat/):
«…Нет ни плохих, ни хороших прихожан, но, наверное, есть плохой организатор приходской жизни. Если прихожане разговаривают во время богослужения - неважно, в какой из его моментов - значит, чего-то на приходе не хватает. Может быть, приход сосредоточился только на богослужении, а вне богослужения общения у прихожан, скорее всего, нет. И естественно, что потребность в общении друг с другом и выливается в разговоры в то время, которое нужно посвящать исключительно молитве…
Так что, повторяю, если в Вербное воскресение и в праздник Богоявления люди толкаются, ворчат друг на друга, - это всё проблемы организации, а не плохих прихожан в целом…
С чем мы придем ко Христу? Мы скажем: «Господи, а Ты знаешь, я ни один пост не нарушил»? Думаю, что Господь только пожмет плечами и спросит: «И что? Где результат твоего пощения?» «Господи, а я вот ни разу не пропустил утренних и вечерних молитв и все время готовился молитвенно к причащению», - вновь начнем. Думаю, что Он вновь пожмет плечами: и на это наше заявление, и на то, где мы говорим о регулярных исповеди и причастии.
«Слушай, - скажет Он, - Я видел у тебя лопату и ты ею сажал картошку. Но потом картошку не поливал и не окучивал, и никогда не собирал плодов. У тебя плодов после поста, исповеди, причастия и молитвы нет. А каковы должны быть плоды, Я тебе обозначил в Священном Писании. Где они? Где любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание? У тебя ничего нет. Ты ходил в храм на каждую службу и пытался соблюсти какие-то приличия. Чтобы дети не шалили в храме, ты одергивал родителей. Ты знаешь, Я об этом ничего не говорил. Я говорил только о доброте и любви, и милосердии, чтобы ты оправдал другого человека».
…Средства мы предъявить не сможем. Мы сможем предъявить только плоды. Жизнь на приходе, разговоры во время службы - это все плоды тех средств, которые мы использовали. Значит, мы своими средствами, наверное, вырастили не те плоды. Пока есть возможность, нужно менять средства, чтобы и плоды стали иными».
Вот-вот. А некоторые маглы повыгоняют людей из храма, не имея на то легитимных оснований, и ходят довольные, будто совершили подвиг. Натурально, доброе дело сделали, теперь можно спокойно разговаривать и тасовать свечи в ожидании следующей жертвы.
«Как бороться с хамством в храме?», протоиерей Андрей Ефанов, от 29 июля 2015 г. (
http://www.pravmir.ru/kak-borotsya-s-hamstvom-v-hrame/):
«…И вот, когда начался отток прихожан, а тех из оставшихся, кто уже научился правильно класть поклоны и петь «Верую», не научили любить ближнего никак не меньше, чем самих себя, началась эта ужасная проблема хамства в храме.
Да, эта проблема существовала и ранее. И в 80-е годы могли обидеть случайно зашедшего в храм. Но это не было повсеместным явлением. Сейчас же редкий храм обходится без таких «ревнителей», которые, следуя букве закона, губят нежные ростки Слова Божия в сердцах людей.
Почему эта проблема существует, куда смотрят настоятели? Один очень кроткий, но опытный священник поделился со мною своей скорбью: «В моем храме задолго до меня появилась монахиня. Не проходит и месяца, чтобы она не обидела кого-нибудь. Я делаю ей внушения, даже наказываю, но, во-первых, только она одна на приходе готова нести любое сложное послушание. Дежурить в храме от рассвета до заката, мыть полы и чистить подсвечники, она трудится без отпусков и без выходных. Остальные только приходят ставить свечи да исповедоваться-причащаться. Во-вторых, я же вижу ее покаяние, она хочет измениться, но надолго ее просто не хватает».
В пример того, как я решил подобную проблему на одном из приходов, расскажу случай. Мне тоже «досталась в наследство» такая ревнительница. Видя, что изменить ее очень сложно, а вред приходу наносится немалый, я отстранил ее от большинства послушаний, оставив лишь одно, непубличное и малозначительное.
Начал собирать костяк прихожан, которые иначе относятся к людям, постарался поставить их на ключевые послушания, по мере сил уделяя им свое внимание. Сейчас на приходе отпала проблема грубости, более того, стали появляться новые прихожане…
Не гоните прочь «ревнителей», дайте им послушание, не связанное с тем, где они могут проявить свои страсти. Сажать цветы вокруг храма, печь просфоры, даже звонить в колокола могут даже те, кто совершенно не способен к нормальному общению.
И еще - обсуждаемая проблема, несомненно, имеет психологические корни, так что не мешает тактично посоветовать решить эту проблему у специалиста-врача. Совет прихожанам - не оставляйте своих священников наедине с проблемами, которые они могут решить лишь при помощи таких «ревнителей».
Проявите активность, послужите приходу своим свободным временем, навыком и умениями. Ваше участие в жизни прихода оздоровит атмосферу в храме, если она вдруг стала не совсем благополучной.
Совет для тех, кто, переступив порог храма, столкнулся с грубостью и хамством: мы не все такие, какими вы нас представляете. Вы пришли в храм к Богу, а не к дежурной за подсвечником и даже не к священнику. То, ради чего вы зашли в храм, столь драгоценно, что не может не иметь препятствий на пути к нему. Так потерпите, ради Христа!
Напоследок весьма ободряющая история.
Анна была весьма сурова. Несмотря на то, что в храме у нее не было никаких послушаний, она уже давно ходила в храм, имела круг «воспитанниц» из женщин помоложе, свое «персональное» место в храме, куда никому не дозволялось ступать (место было, как и положено для смиренной прихожанки, рядом с притвором. С одной стороны, немало «нужных и спасительных» искушений, так как напротив располагалась свечная лавка, с другой - каждый входящий в храм видел сперва Анну и лишь потом священника в алтаре).
Нрав ее был суров. Своих «воспитанниц» она могла и палкой стукнуть, и на поклоны поставить. Часто сменяющиеся настоятели не могли повлиять на старушку.
Прошли восьмидесятые годы, наступили девяностые и Анна, всегда желавшая стать монахиней, попала в монастырь. Игуменом монастыря был один из прежних настоятелей храма, где раньше была Анна, поэтому он принял уже не способную к каким-либо послушаниям Анну в свою обитель.
Вот тут бы, казалось, простор для разгула страсти для престарелой женщины. Но что-то произошло в душе Анны. Смиренно молилась она в темном углу монастырского храма, по мере сил помогала паломникам и трудникам на послушаниях, когда же оставалось у нее свободное время, ходила по монастырским аллеям, перебирая четки, некогда оставлявшие рубцы на спинах «воспитанниц».
Не знаю, что произошло в душе Анны. Может быть, Сам Господь вразумил ее неведомым мне способом? А может, отец игумен нашел подход к сердцу Анны? В любом случае, приняв монашеский постриг с именем Агния, старушка мирно почила и была погребена на монастырском кладбище.
Так Анна стала Агнией, из злобной старушки превратившись в кроткую монахиню. Будем с любовью относиться даже к тем, кто обижает и оскорбляет нас, потому как неведомо, как изменится их жизнь перед концом. И совсем уж неизвестно, какими мы сами предстанем перед Создателем».
Всегда приходится кем-то жертвовать. Очень кроткий, но опытный священник терпит в храме женщину, которая систематически кого-нибудь обижает, поскольку она выполняет скучную и грязную работу без отпусков и без выходных, а также хочет измениться.
«Ревнителей» и «ревнительниц», которым необходимо обратиться к психологу/к психологине, можно потерпеть до тех пор, пока не появятся нормальные люди, что «послужат приходу своим свободным временем, навыком и умениями». Мне такой подход не нравится.
«Рязанский монастырь извинился перед матерью инвалида за изгнание из храма», от 21 июля 2015 г. (
http://www.pravmir.ru/ryazanskii-monastir-izvinilsya-pered-materiy-invalida/):
«…В ряде СМИ появилась информация о том, что в женском Солотчинском монастыре Рязани некорректно отнеслись к женщине, которая зашла в храм с девятилетним сыном, больным ДЦП, находившимся в инвалидной коляске: их якобы выгнали из храма и велели подмести за собой следы, оставленные колёсами коляски. «Правмир» получил официальный комментарий Солотчинского женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы Рязанской епархии.
Приводим письмо монастыря полностью:
“Действительно, инокиня сделала замечание в тактичной форме женщине с коляской о том, что от коляски остаются грязные следы от песка, а скоро начнется служба. Инокиня не заметила, что в коляске находился ребенок-инвалид, так как коляска стояла задом, спинка у коляски была высокая, и не было видно, кто в коляске.
Убрать следы вышла паломница. Никто Светлане не предлагал ни веника, ни совка. Видимо, Светлана приняла это на свой счет, обиделась и вышла из храма. Инокиня вышла вслед за ней, чтобы принести свои извинения, и на улице увидела, что в коляске находился ребенок-инвалид. Светлана извинения не приняла, развернулась и молча ушла.
Затем на почту монастыря пришло письмо от Светланы на имя Игумении об инциденте. Игумения разобрала данный случай и наказала инокиню. В ответ Светлане было отправлено письмо с искренними извинениями, и Игумения написала, что будет молиться за мать и её ребенка”».
А что, песок на полу мешает молиться? После службы нельзя с ним разобраться? Надеюсь, «наказание» инокини состояло в том, чтобы узнать, почему душа важнее грязного пола.