#изнакурнож_выживание
Здравствуйте, я много лет занималась подготовкой инструкторов израильской армии. Решила поделиться схемой для экстренных ситуаций.
Психотравма и первичное вмешательство.
Заранее подчеркну, что речь пойдёт об оказании помощи во время шоковой психологической травмы (ШПТ) и только о ней. Любая другая разновидность требует профессиональной помощи.
ШПТ - это распостранённая реакция во время психотавмирующей ситуации, как например: ДТП, теракт, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, либо другая угроза смерти. Может возникнуть как у непосредственных участников, так и у наблюдателей.
Со стороны кажется, что человек впал в ступор, он выглядит абсолютно беспомощным, и инстиктивно мы хотим ему помочь (дать воды, защитить, унести).
Армейские психотерапевты выработали схему правильного оказания помощи, её может использовать каждый, и она снижает шанс на появление посттравматических расстройств.
Наш Минздрав вместе со специалистом по лечению таких расстройств её упростили, сократили и даже сняли ролик (увы, только на иврите)
А теперь сама схема:
1. Налаживание контакта: убедитесь что вас слышат/видят/реагируют на ваше присутствие как либо.
Например: "Я Аня, а как тебя зовут?" Или: "я сожму твою руку, сожми в ответ мою".
Этот этап важен для связи с реальностью.
2. Подчёркивание commitment (не знаю как перевести).
"Я с тобой, мы вместе, ты молодец".
Этот этап важен для уменьшения ощущения одиночества и изоляции.
3. Сбор фактов. Этот этап помогает бороться с эмоциональным шквалом. Не спрашивайте, что человек чувствует.
Наоборот: "скажи твой адрес, дату рождения, какое сегодня число, номер телефона, что произошло, с кем ты был".
На этой стадии мы помогаем активировать рациональную зону мозга и выключаем эмоциональную.
4. Уменьшаем смятение и путаницу. Сами четко повторите, что произошло, что происходит и что надо сделать. Простыми предложениями, описываем только действия.
"Рядом упала ракета, мы сидим на улице, надо перейти в убежище".
5. Последний важный этап: отдавайте чёткие указания для дальнейших действий. Не просите, приказывайте. Не выполняйте их сами.
Например: "ты должен встать, иди принеси себе воды, помоги ребенку дойти" и так далее.
Развитие самоэффективности на данном этапе критично.
Всё, желаю чтоб это вам никогда не понадобилось )))
https://www.facebook.com/groups/iznakurnozh/permalink/1538740086183508/