Заметки управляющего. Часть 20: про публичные унижения

Dec 05, 2013 12:22



Что-то давненько я не рассказывала о компании Евгения. А меж тем далеко не все темы исчерпаны. Сегодня мы поговорим о публичных унижениях, избиениях, ругани или крике. Словом, обо всем том, с чем каждый из нас рано или поздно, так или иначе сталкивался.

Большинство совещаний в компании Евгения проходили в довольно напряженной атмосфере. Во-первых сам Евгений был достаточно авторитарным руководителем: он с трудом переносил, когда чужая точка зрения отличалась от его собственной. Во-вторых, у моего героя была привычка, которая делала процесс дискуссии весьма трудоемким.

Евгений распекал подчиненных публично.

С обсуждения вопроса Евгений достаточно быстро переходил на личность собеседника. Сначала приводил в примеры огрехи и недоработки. Причем про исправление ошибок Евгений постоянно забывал, а вот сами ошибки был способен помнить вечно.

Если оппонент продолжал упорствовать в собственных заблуждениях, Евгений переходил на личности. Фразу: «даже дворник смог бы лучше руководить проектом, чем ты» - я запомнила на всю оставшуюся жизнь. В итоге, Евгению удавалось прекратить неприятные ему контраргументы - оскорбленный собеседник замолкал. Единственные решения, которые принимались на совещаниях, были те решения, которые выдвинул Евгений.



Подчиненные знали об этой особенности характера своего босса. Только что нанятым сотрудникам старожилы достаточно быстро объясняли, что к чему... Люди перестали дискутировать с Евгением. Он добился полной формальной подчиненности.

В результате проекты запускались без учета деталей, о которых знали исполнители, но не знал Евгений. Эти детали, как минимум, создавали сложности, а как максимум - делали воплощение невозможным. Догадайтесь, кто отвечал за возникшие трудности и проблемы?

Публичные «порки» уничтожали уважение людей друг к другу. Замы Евгения (за редким исключением) копировали поведение босса. Сотрудники транслировали клиентам заученные на совещаниях фразы... Дух уничижения поразил компанию. Неприятная атмосфера влияла на текучку кадров: как только появлялась возможность, люди увольнялись.

У сотрудников не было лояльности ни к компании, ни к ее руководству. Ответственность размывалась, проблемы замалчивались, решения не принимались. Евгений рвал и метал в своем кабинете, искренне удивляясь бездарности подчиненных. Не могу не добавить, что сейчас эти подчиненные практически поголовно работают на директорских должностях. Причем некоторые - в транснациональных компаниях.

А избежать ситуации было так просто…

Хорошие новости, озвученные руководителем, сближают сотрудников. Поэтому хвалить людей можно и нужно публично.

Санкции не должны вводиться без причины. Чтобы причины были понятны - хорошо, если в компании существует свод разумных правил (об этом мы поговорим в другой раз). «Разборы полетов» и взыскания если и должны происходить, то строго «с глазу на глаз».

Проблемные ситуации нельзя замалчивать. Проблемы и способы их решения - это один из важнейших активов компании. Однако рассказ о неприятностях лучше делать в нейтральной форме, не унижая и уважая своих коллег. Иначе, как емко сказано в одной из моих любимых книг: «Знаю я эти гадские церемонии. Отвратительное чувство испытываешь. И сам разжалуемый весь извивается, и вокруг все стоят, как в дерьмо опущенные» (с)

Я понимаю, что большинство руководителей обо всём вышеописанном если и не знает, то скорее всего подозревает. Несмотря на это понимание, далеко не всегда удается следовать этим прекрасным принципам. Однако, что, если не стремление к лучшему, изменяет наш мир?

заметки управляющего

Previous post Next post
Up