проживания сюжета сказки.
В прошедшие выходные я был на мифодраме по русской народной сказке "Василиса Прекрасная". Сюжет сказки повествует о дочери богатого купца, который рано потерял жену и женился второй раз на вдовушке с двумя дочерьми от первого брака. Казалось бы, начало как у Золушки, да не тут-то было.
Матушка девочки, умирая, оставила ей в наследство куколку и наказала эту куколку кормить-поить и спрашивать ее совета в трудных ситуациях. С появлением у Василисы мачехи эти трудные моменты стали валиться в немеряном объеме, в основном в виде неприятной работы то по дому, то вне его. Но куколка не дремала и всю работу за Василису выполняла, так что девочка в основном нюхала цветочки и прохлаждалась в тенечке. Мачеху и сестер это злило просто неимоверно. А тут еще папаня как назло умотал в длительную купеческую командировку, а мачеха взяла да переехала в другой дом, поближе к темному и страшному лесу. И удумала Василису извести вконец - да такой хитрый ход придумала, чтоб ей точно вышло в лес ночью пойти. Подговорила она дочку старшую затушить как бы случайно единственную свечу в доме, когда они с сестрами за уроками своими сидели - за шитьем, вязанием да пряжей. Дочка свечку затушила, а кресало отсырело вконец - не зажигало огня, и стали они решать, как быть, кому из них за огнем идти. И вроде бы дело-то пустячное - подумаешь, огоньку добыть! Ан идти-то надо в самую лесную чащу, в гости к Бабе Яге, Костяной Ноге. Сестрицы сказали, что им от своих спиц да крючков светло, и вытолкали Василису за огнем, наказав назад без него не возвращаться.
Василиса девочка умненькая была и взяла с собой куколку-выручалочку. Поплакалась ей привычно, а у куколки вдруг глаза, как фары загорелись и она свою хозяйку прямиком в лес повела. Хоррор, да? То ли еще будет...
Пошла Василиса в лес и пока шла, встретилось ей на пути три всадника - Белый, Красный и Черный. И пока она шла к избушке все гадала, что это за всадники такие по лесу катаются...
Пришла Василиса к избе Бабы Яги, а у той двор огорожен забором из костей, ворота - две огромные челюсти с клыками, а на колья по периметру черепа насажены и глазницы у них светятся светом нездешним... Жуть в общем. Но куколка Василису направляет и та во двор попадает и дальше идет. Баба Яга как ее увидела - так чуть не скушала на месте, но Василиса ее так хорошо об огне просила, что Яга согласилась ее испытать - пройдет испытания, получит огонь, а нет - станет блюдом в обед.
Испытания были непростые: сперва надо было разобрать пшеницы четверть - отделить зерно от чернушки, потом - отделить маково семя от земли. Василиса с помощью куколки справилась с заданиями и тут наступил черед третьего испытания: Баба Яга у нее стала спрашивать, что она все молчит и вопросов не задает? Василиса ее тут про всадников и спросила, и Яга ответила ей, что всадник Белый - это рассвет, всадник красный - день ясный, а всадник черный - темная ночь, и все они - ее слуги. А потом спросила ее Яга - а кто ей всю дорогу помогает? И сказала Василиса, что помогает ей мамино благословение. Рассердилась Яга и прогнала ее прочь, но при этом разрешила взять с собой огня в черепушке на палке - задания-то Василиса выполнила.
Идет она обратно по лесу, а тут уже светает, и думает Василиса оставить череп - зачем теперь огонь, когда уже все видно? Но череп тут как заговорит с ней голосом человечьим - неси меня домой! Она ослушаться не посмела. А как в дом внесла - череп мачеху и дочек ее дотла сжег.
Закрыла тогда Василиса дом погорелый и ушла в город. Там поселилась у старушки безродной и принялась прясть и ткать. Соткала полотно и велела бабке отнести его не в ряды торговые, а прямиком в царские палаты. Бабка наказ исполнила, а царь подивился тонкой работе - полотно то можно было сквозь игольное ушко протащить. Решил царь отдать полотно портным, чтоб они ему рубашек пошили, да никто не взялся за эту работу - и позвал царь обратно бабку, чтоб она сыскала ему мастерицу рубашки шить. Василиса только того и ждала - и пошила царю дюжину рубашек. Тот как рубаху надел, так сразу велел запрягать карету и к Василисе самолично прикатил свататься. А она его уже у окна ждала, прихорошенная да убранная. Свадьбу сыграли, а тут и отец Василисы вернулся - и стали они жить поживать да добра наживать.
Вот такой почти полный перессказ сказки у меня вышел, но то все присказка, а сам рассказ про мифодраму будет.
Мифодрама интересна тем, что позволяет проникнуть в глубинный смысл сказки или мифа и не просто проиграть сюжет, но почувствовать и осознать - о чем же на самом деле вся эта сказочная история. При чем тут куколка, почему отец непременно женится еще раз да на стерве какой-то, зачем Василису требовалось отослать к Бабе Яге и что за смысл в испытаниях для нее был скрыт? Что означают всадники, черепа, кости, ткань и рубашки, почему больше нельзя было зажечь огня в доме мачехи и зачем же череп так расправился с бедными беззащитными, хоть и вредными бабами? В общем, вопросов море, если начать погружаться в сказку к ее сокровенному смыслу.
Перво-наперво могу сказать, что история Василисы - это однозначно послание девочкам о том, как им стать настоящими и реализованными женщинами в условиях современного мира. Вы думаете, что с тех пор, как сказка была придумана, что-то изменилось? Как бы не так! Сказка просто на 100% про реальность. Только не внешне-социальную, а интрапсихическую, внутреннюю.
И вот мы в составе небольшой группы стали разворачивать сюжет и постепенно проникаться его реальным содержанием. Выбрали участницу на роль Василисы, она выбрала себе маму и папу, мама выбрала куколку, папа - мачеху и ее дочерей, куколка - бабу Ягу, баба Яга - череп и всадников. Так же были выбраны участники на роли "старушка безродная" и "царь". И понеслось...
Оказалось с самого начала, что ни мама ни сама Василиса как-то не чувствуют себя близкими папе-купцу, а сам папа вообще засомневался в том, а его ли это дочка. 12 лет в браке прожили, большую часть времени он был в отлучке, а ребенок лишь один и тот - девочка какая-то непонятная, мамой выращенная, все о царе каком-то мечтает... Есть от чего жену заподозрить в измене... А вот вдовушка его как раз больше устроила - она понятная вся, опять же у нее своих две девочки, стало быть знает толк в детях, значит и его дочери сможет дать нужные наставления.
Матушка Василисы умирает, когда дочь ее еще девочка, даже не девушка. Т.е. неполовозрелая особа, у которой куколка вызывает преимущественно одно желание - играть с ней. И когда заместитель фигуры матери выбирала куколку, то на эту роль был выбран мужчина, что породило поначалу в группе массу двусмысленностей и намеков. Но потом все обломались, потому как сказка-то оказалась не про секс и не про измену:)
Итак, что имеем - мама умерла, пришла мачеха. Мачеха по сюжету сказки (а мифологема неизменима по закону данного жанра) должна была падчерицу гнобить и гонять. Но у заместительницы роли мачехи начался какой-то свой процесс про то, что она должна быть хорошей мамой. Пока она избегала своих действий по роли, на ее двух дочек стало наваливаться сверху некое существо с бородой и в платочке - и стало дочек активненько так душить и сгибать. Когда мы разобрались с этой неожиданной фигурой, оказалось, что это был вариант искаженного мужского начала в женщине, который просто деформирует ее облик и поведение, если не находит для себя адекватного приложения. В жизни это выглядит, как заигрывание в мужскую гендерную идентичность - от распространенного перенимания мужских привычек, карьерных или политических амбиций до состояния болезненной гомо-, би- и транссексуальности. По принципу "я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик".
Выходом для дочек стал возврат мачехи к ее обязанности по отношению к Василисе - грузить ее работой и при этом ругать на чем свет стоит. Тогда давящий бородатый дядька с дочек слез и принялся за работу, которую ему Василиса и поручала посредством своей куколки. Из чего проистекает важный вывод - куколка является символом связи с собственным Анимусом Василисы.
Продолжение я допишу позднее, а пока вопрос к читателям: сможете сами расшифровать символику данной сказки? Хотя бы череп с глазами светящимися? Или задания Бабы Яги?
И еще, мне открылся тайный смысл присказки: ни в сказке сказать, ни пером описать... - это точно про мифодраму.