Архетипы сказки "Золушка". Судьба Золушки. Ахиллесова пята Золушки

Jul 07, 2007 01:59


Итак, каждый человек по своему воспринимает сказки, в сказке отражены основные сюжеты судеб, сценарии жизни и образы вашей предпочитаемой сказке сказок могут отражать ваш рельный жизненный путь.

Чтобы понять какая ваша судьба нужно предложить здесь психологу для анализа  пересказ вашей любимой сказки.

Если Ваша любимая сказка Золушка? То такая ли вы "золушка" как описанно ниже в статье психоаналитика? Вовсе, не обязательно...

В любом случае пища для размышления ниже. Цитаты из статьи Владимира Хлюпина

Ахиллесова пята Золушки

Зловещее очарование туфельки

Как часто в кабинетах психотерапевтов, семейных консультантов, в телевизионных шоу, фильмах, обыденных разговорах, приходиться слышать от женщин, знакомую фразу,

- Все мужчины перевелись, где же те «принцы», «рыцари» которые описаны в литературе, мелькают на экранах телевизоров и.т.д. В этих словах чувствуется тоска по Великому Муж-чине, Герое.

Постараемся разобраться в этом, надо сказать, непростом вопросе. Понятно, что невозможно полностью осветить все стороны столь обширнейшей проблемы взаимоотношения полов, но один часто повторяющийся архетипический мотив превращения Золушки в Принцессу, и поиска Принца, часто встречающийся в психотерапевтической практике, невозможно обойти стороной.



Можно рассматривать архетип Золушки, как проявление комплекса неполноценности, формирующегося в личном слое бессознательной психики женщины в процессе ее воспитания. …Архетип Золушки, представляет бессознательную неполноценность личности, которая проявляется в социуме, как подчинение любому объекту, который хоть в малой степени обладает атрибутами власти. Если объект не обладает реальной властью, то воздействие бессознательного комплекса, через механизм проекции приписывает ему эту власть насильно. Архетип Золушки, формирует пассивный тип поведения женщины. В более широком смысле,- подчиненное положение женщины, которое соответствует ожиданиям патриархального мира.

Персонификацией архетипа Золушки в сновидениях являются фигуры нищей, служанки, рабыни и.т. д.

Вот несколько типичных сюжетов сновидений, где выявляется мотив Золушки:

1.« Я работаю на поле. Поле напоминает мне нашу дачу. Упорно копаю яму, даже не понимая, зачем мне это нужно. Затем перехожу в другое место и начинаю снова копать. Я просто выбиваюсь из сил, и хочу прекратить бессмысленное занятие, но что-то мне подсказывает, что работу надо продолжать».

2. «К нам в гости должны прийти гости, кажется, приятели родителей. Мама меня торопит, говорит, что если я не приготовлю к приходу гостей праздничный торт, то я не выйду замуж, т.к. среди гостей может быть мой потенциальный муж, но я ни когда не делала торт! Я беру из ящиков что попало, и начинаю лихорадочно все смешивать. Мама осуждающе смотрит на меня».

3. «Какая-то незнакомая женщина приводит меня в заброшенный дом. Мы долго ходим по коридорам. Вдруг женщина исчезает, и я остаюсь одна в огромной комнате. Вижу кругом беспорядок, по всюду разбросаны старые вещи. У меня возникает желание убраться в комнате, не знаю почему, но мне кажется, что в этой комнате мне предстоит жить довольно долгое время».

В приведенных сновидениях довольно четко прослеживается сюжетная линия сказки «Золушка», ее первой части. Обязательным условием в первой стадии трансформации личности является кропотливое «делание», казалось бы, на первый взгляд бесполезных вещей. Вдруг, совершенно неожиданно для самой себя, женщина принимается за работу, которую она раньше никогда не делала или не планировала, например: генеральную уборку, вязание, вышивание и т.д... Мужчинам …эта установка, готовность психики действовать или реагировать в определенном направлении) так же не чужд. В таких случаях они начинают заниматься починками бытовых вещей, ремонтом, который ранее, раз за разом откладывали на неопределенное будущее. Такой период в жизни является подготовкой к инициации (переходу на другую ступень развития личности). В бессознательном в этот период скапливается психическая энергия противоположная консервативной установке сознания, но так как идея, цель скачка окончательно не сформирована, возникает состояние, которое можно охарактеризовать, как «зависание». Такое «зависание» как правило, сопровождается повышенным эмоциональным фоном возникающем из столкновения двух противоположных энергетических тенденций: энергии консервативной установки Эго-комплекса, и энергии бессознательного, «подталкивающей» Эго к изменениям, прогрессу.

Если Эго попадает под воздействие негативного родительского комплекса, …формируется запрещающая, скептическая установка, задачей которой является обесценивание всего нового (мотив ста-реющего Короля). …Чувства и мысли, питающиеся бессознательной архетипической энергией негативного родительского комплекса, запрещают ей радоваться жизни. Кажется, что такой женщине ни кто в мире не может угодить (мотив царевны Несмеяны). Любое новое явление в ее жизни вы-зывает установку с типичным паттерном поведения - тревожное любопытство с оглядкой по сторонам в надежде получить оценку своим действиям …родителей, затем скептическое обесценивание происходящего с ней, эмоциональный всплеск с последующим чувством вины. Но в случае встречи со своим «Принцем», такая женщина способна на «бунт» против всех и вся.

Воздействие положительной энергии родительского комплекса, формирует в женщине - любознательность, осторожность, взвешенность, обдуманность, иронично веселое отношение к себе и окружающим.

Рассказ Г.Гессе «Невеста» хорошая иллюстрация к тому, как у дочери, попавшей под влияние негативного материнского комплекса, нарушается, а в последствии прекращается процесс индивидуации (развитие самостоятельной мощной личности) . Понимая, что

пересказывать содержание рассказа неблагодарное дело, тем более такого мастера слова, все же рискну передать вкратце фабулу рассказа.

В рассказе три действующих лица. Мать, как ее описывает Гессе, принадлежала к тому типу белокурых и нежных, несколько вялых итальянок с величаво-мягкой походкой, которая с годами, все более и более напоминала манеру двигаться тех, о ком говорят «переваливается как утка». Любительница всего изящного, она привыкла ни в чем себе не отказывать. И даже, находясь в стесненных денежных обстоятельствах после смерти мужа, жила, что называется «на широкую ногу». Синьора была любящей матерью, что, однако, не мешало ей втайне лелеять мечту об устройстве своей собственной жизни. По мере увядания она постепенно расставалась с несбывшимися надеждами и все чаще возлагала их на будущее своей дочери. Ее дочь, миловидная тоненькая девушка, лишь недавно простившаяся с детством и вынесшая из пансиона для девиц некоторую предрасположенность к малокровию и плохой аппетит, была восхитительно хрупким, тихим, нежным существом с белокурыми волосами. Когда она в одиночестве гуляла в простеньком голубом платьице, все радовались, глядя на нее. Обладая таким сокровищем, мать предъявляла высочайшие требования к потенциальным женихам дочери. Дочь же внешне смирилась с таким положением дел, но в глубине души лелеяла мысль о своем принце спасителе. И в скором времени таковой нашелся. То был молодой человек, родом из Германии. Он был, что в наше время назвали бы, начинающим бизнесменом. Внешне спокой-ный, не лишенный снобизма, любитель добротных вещей, знающий во всем чувство меры. Молодые люди влюбились друг в друга. Но неопределенное будущее жениха испугало мать, и она категорически запрещает дочери встречаться с возлюбленным. Вот тут то и обнаружился строптивый нрав дочери. Она заперлась на ключ и выпила содержимое пузырька с пятновыводителем, считая, что это яд,- в действительности же результатом было лишь то, что у нее пропал только-только появившийся аппетит, и лицо стало еще бледнее и одухотвореннее чем прежде. И тогда мать пошла на хитрость. Молодой человек служил управляющим чайной плантацией на Цейлоне, и через два месяца ему необходимо было возвращаться обратно. Вернуться в Европу он мог только через три года. Мать подумала, что за три года может все случиться и возможно подвернется более выгодная партия. Она согласилась на помолвку дочери с молодым человеком, с условием, что венчание будет через три года. Жениху ничего не оставалось делать, как только принять жесткие условия помолвки. После его отъезда, невеста оправилась от любовных треволнений. Никакого малокровия или плохого аппетита не было теперь и в помине. Сердце ее было отдано, судьба обеспечена, и, пребывая в непритязательно-спокойном довольствие она сладко мечтала о будущем, занимаясь при этом всякого рода безделицей. Одним словом наша «принцесса» стала постепенно превращаться в мещанку. Результат такого образа жизни незамедлил себя ждать. Из хрупкого, нежного создания она превратилась в копию своей мамы, дородную, вальяжную даму, и только отсутствие морщин свидетельствовало о ее относительно юном возрасте. Так случилось, что жених не имея возможности возвратиться в Европу, вызвал невесту к себе на Цейлон (кстати сказать, дела его шли в гору). Мама, наблюдая такую метаморфозу с дочерью, не стала особенно торговаться, уж не до «принцев»! Можно представить себе какое разочарование пришлось пережить жениху, когда он вместо романтической принцессы своей мечты увидел…. двух ненавистных тещ! К радости сантиментальных читателей, все закончилось благополучно. Воспитание жениха, не позволило ему обойтись с невестой дурно. О том жили ли они счастливо в браке, история умалчивает.

На мой взгляд, в сюжете рассказа присутствует архетипический мотив Золушки. Персонаж сеньоры-матери в рассказе «Невеста», другая сторона медали Золушкиной мачехи.

Начнем с того, что по юнгианской типологии, мать молодой сеньоры-невесты, как и мачеха Золушки, без сомнения можно отнести к выраженному чувствующему экстравертному типу. Чувствующий экстраверт воспринимает объективные ценности, ориентируясь на коллектив-ное мнение. Такой тип, индивидуальную шкалу ценностей выстраивает, исходя из правила «хочешь жить по-людски, делай как все люди». В некоторых жизненных ситуациях это прави-ло не так уж и плохо. Оно ориентированно на то что бы люди ни повторяли чужих ошибок. Это правило «цементирует» фундамент коллективных отношений. Но жить, руководствуясь лишь одним этим правилом в жизни, это значить сознательно, лишать себя свободы выбора, формировать в себе стереотипность, косность, леность и одностороннюю личность, лишать себя индивидуальности, отчуждать себя от своего Я. Этот путь тупиковый, он приводит к глубочайшей невротизации психики. Конечно, удобно и комфортно ни за что не отвечать. При любом личном промахе, ошибке всегда можно сказать - «Но, ведь все же так делают!».




(Художник Б.Дехтерев, 1966)

Действительно, то что мачеха Золушки, как и сеньора-мать, ориентированны на коллективные ценности не вызывает сомнения. Как правило, материальному благу, социальному статусу, выгоде придается первостепенная значимость в обществе. Власть, богатство, слава неизменные атрибуты прочного социального положения. Обладающими этими благами людей называют любимчиками фортуны, счастливчиками, удачниками. Они являются образцом для подражания и гарантами стабильности в обществе. Самое печальное во всем этом это то, что для достижения всех этих сомнительных благ, в большинстве случаев, человек готов перешагнуть через себя, изменить своим ценностям, пожертвовать индивидуальным путем развития. Совершить, что называется opus contra nature (деяние против своей природы). Такой человек в один «прекрасный» день может достигнуть всего того чего он желал (распространенный мотив сказок), но не получив при этом простого человеческого счастья. Другими словами многие знают, чего хотят, но не знают что им нужно на самом деле. В «лучшем» случае неудержимая погоня за коллективными благами заканчивается в психотерапевтических кабинетах, в худших в тюрьме или на кладбище.

В рассказе «Невеста», синьора-мать, относится к дочери, что называется, в духе мефистофелевских традиций. Говоря словами Мефистофеля, она «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Как и мачеха Золушки, сеньора-мать, не достигнув социального Олимпа, пытается осуществить свою несбывшуюся мечту за счет дочери (в сказке, за счет дочерей). К сожалению, это довольно распространенная материнская установка. Ориентируясь на свою доминирующую экстравертную чувствующую функцию, она с точки зрения своей природного типа совершенно права, и это не лицемерие, это ее бессознательная односторонность. Она поступает так, руководствуясь правилом «то, что хорошо и благо для всех, то хорошо для меня и моей дочери». Она знает, что она хочет, но не знает, что ей нужно. К чему приводят ее «знания», мы видим в финале рассказа. Дочь становится как мать, принеся в жертву свою индивидуальность в угоду материнским амбициям. Возможно, дочь достигла материальных благ, но в том, что она стала счастливой с презирающим ее мужем - сомнительно. Продолжение здесь http://pereskazhi.com/forum/viewtopic.php?p=259#259

Статьи, Архетипы, Символы, Сказка

Previous post Next post
Up