За более чем четырех часовой концерт Zorn at 60 в варшавском Sala Kongresowa ни разу не зазвонил ни один мобильный телефон. И это, конечно, не единственное потрясение от концерта. Конечно, некоторые, живущие в Европе и Израиле и имеющие возможность слышать этих музыкантов несколько чаще, чем я (на самом деле, сильно-сильно чаще), говорили, что концерт мог быть и лучше. Мог бы, конечно, - я слышал о концертах лучше. Но из концертов, на которых я присутствовал, этот точно входит в десятку лучших. А на концерты я хожу часто.
Итак, четыре отделения примерно по часу с 15-минутными перерывами между.
Значит, первое отделение - Song Project. Джон Зорн выводит на сцену музыкантов, каждый из которых - не просто величина, а реальный гигант: Джон Медески (клавиши) Марк Рибо (гитара), Тревор Данн (бас), Кенни Уоллесен (виброфон), Сиро Баптиста (перкуссия), Джои Барон (ударные). Нормально, да? И три вокалиста с Маком Паттоном во главе. Song Project - это, насколько я понял, новое образование, возможно, созданное специально для концертов, посвященных шестидесятилетию Зорна. Майк Патон, София Рей и хипстероподобный Джесси Харрис написали несколько текстов на музыку Зорна и исполнили получившиеся песни с упомянутым выше аккомпанементом. И еще чуть попользовались чужой лирикой - например, Шона Леннона. Дико эклектичный проект - от страха и трепета Паттона до красивейшего едва ли не латино Софии Рей. Зорн, конечно, нереальный композитор - вряд ли в мире сейчас найдется кто-то столь же всеядный (в хорошем смысле этого слова). Кстати, Зорн, который совершенно не выглядит на свои 60 лет, все отделение просидел около Рибо, управляя импровизациями музыкантов. И снова, как после миланского Masada marathon, я каждую секунду поражался удивительной чувствительности музыкантов, умению слышать друг друга, какому-то невероятному взаимопониманию. С другой стороны, не зря же они лучшие, в конце-то концов.
Второе отделение - самое спорное в концерте. Illuminations (Тревор Данн на басу, Кенни Уоллесен за барабанами и неизвестный мне и дико крутой пианист Стифен Гослинг) исполнили небольшую и очень красивую импровизационную пьесу. Гослинг, явно позволяя себе недалеко отходить от написанной музыки, крайне импульсивно играл по нотам, а Уоллесен и Данн резвились вокруг. Не очень понимаю, что это было - насколько мне известно (хотя послушать все альбомы и зорновские проекты практически невозможно), Зорн все-таки такую импровизационную музыку если и пишет, то редко. Теперь вот надо послушать его пластинку Rimbaud, на которой именно этот состав играет пьесу, названную так же - Illuminations, оно явно стоит того. Дальше - блистательный женский вокальный квинтет The Holly Visions (Джейн Шелдон, Лиза Белава, Мелисса Хьюджес, Эбби Фишер, Кристен Соллек) с почти католическими песнопениями. Это был такой… не знаю, католический авангард, очень красивый, но опять же совершенно неожиданный для посвященного Зорну концерта. С другой стороны, никто же не обещал, что будет звучать только музыка Зорна (а, впрочем, может, это тоже его - честно, я не знаю, но уже ничему не удивлюсь). И, наконец, струнный квартет The Alchemist (Дженнифер Чои, Джесси Миллс, Дэвид Фалмер, Джей Кэмпбелл) с резкой и довольно длинной атональной пьесой, которую я (а я, признаюсь, не понимаю атональную музыку - возможно, не дорос еще) выдержал с трудом. Хотя отдельные интересные мне моменты были и там. Но самое интересное - Зорн теперь что, и атональные вещи тоже пишет?
Третье отделение - потрясающий почти часовой сет Moonchild, чей состав (Майк Паттон, Тревор Данн, Джои Барон) был расширен Джоном Медески, в связи с чем проект получил новое название Templars - In Sacred Blood. Тут у меня просто нет слов - это дико круто, жестко, громко, продуманно и так далее. Благодаря клавишам Медески звучание проекта приобрело какие-то неожиданные… грегорианские нотки, от чего сделалось еще более тревожным. Очень, очень круто.
И, наконец, четвертое, заключительное отделение - один из самых мягких и красивых проектов Зорна The Dreamers (Джейми Сафт на клавишах, Марк Рибо, Тревор Данн, Кенни Уоллесен, Джои Барон, Сиро Баптиста), который плавно перетекал в один из самых жестких проектов Зорна Electric Masada (те же плюс Икуи Мори за макбуком и сам Зорн с саксфоном). Вот, к слову, Electric Masada мне не хватило - я бы их еще послушал. Я бы, с другой стороны, все это еще бы послушал. Завершился почти начавшийся в 19.25 концерт уже после полуночи бисом The Dreamers - парни явно устали, у них это был подряд четвертый концерт, и марафон, посвященный 60-летию Зорна, продолжается по всей Европе.
Отдельно хочу сказать, что варшавская публика почти все проекты провожала стоячей овацией - давно я не видел такого благодарного приема. Ну и отсутствие звонков мобильных телефонов, да, все еще не дает мне покоя.
В общем, концерт концертов был, чего уж. Еще поеду куда-нибудь.