Oct 09, 2017 16:21
Галковский пишет:
Если использовать терминологию современного литературоведения, то "Бесконечный тупик" является "метапародией", то есть принципиально полифоническим произведением, где какой-либо окончательный выбор той или иной точки зрения предвосхищён и заранее спародирован в этом же тексте (включая и сам пародийный подход как таковой, который тоже является объектом пародирования "второго порядка").
Этот текст размещен в конце "Бесконечного тупика" в качестве фиктивной рецензии на сам же "Бесконечный тупик". Есть художник, писатель. Его герой описывает мир и этот его взгляд, точка зрения счистаетсяч единственно правильным. Это рефлексия первого порядка.
Затем в романный мир вводится несколько взглядов, возникает полифония. Это рефлексия второго порядка.
Далее автор критически и иронически оценивает выбор между точками зрения и пародирует любую из них. Это рефлексия третьего порядка.
И вот на самого ироника, пародирующего критика многоразличные точки зрения (разные дискурсы)
пишется пародия. Это рефлексия четвертого порядка.
Понятно, что существо, обладающее такой степенью познания и самопознания, есть Бог. Но Бог не вполне настоящий. И дело за малым: от познания перейти к творчеству, ибо у того, настоящего Бога, слова тождественно действию творению.
Галковский,
Бесконечный тупик,
литература