О простоте (Ленин и Мотя)

Apr 29, 2017 15:05

.
Фердыщенко был до того прост, что летописец
считает нужным неоднократно и с особенною
настойчивостью остановиться на этом качестве...
М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города"
Всем известно, что вождь мирового пролетариата, тов. В.И. Ульянов-Ленин был прост. Прост и понятен массам. Чтобы проверить это, я перечитал одно из самых известных произведений автора, "Государство и революция". Последний раз за таким малоестественным занятием меня можно было застать на первом курсе универститета. Тогда, конечно, не понял ничего, ну а сейчас, натурально, взгляд поширше...

[Spoiler (click to open)]

Что можно сказать по поводу прочитанного? Да, вождь был действительно прост. Более того, со всей отвественностью можно утверждать, что он был просто-напросто дурак. И дурацкие его теории могли воплотиться только в стране дураков, где главный национальный герой - Иван-дурак.

Русскому трудно дается рациональное мышление, он тянет его тяжело и со скрипом, как вол, запряженный в доверху груженый воз. Это ФИЗИЧЕСКИЙ труд и физическая боль.

Как и всякий русский, Ленин на дух не переносит никакой усложненности, никакой научности и связанной с ней проблематичности, гипотетичности, неокончательности. Ему нужны простые и однозначные решения. По сути, даже не решения. Решения ищут, а здесь - вот они, как на ладони, понятные и готовые.
Нужно просто взять и сделать. Он и делает. Как шукшинский Мотя, деревенский изобретатель вечного двагателя: "Груз - вот он - давит на стержень... Давит же он на него? Давит. Как же он не давит-то! А что же он делает? <...> Ну?.. Груз давит на стержень, стержень от этого давления двинется... Двинется. А другим концом он приварен к оси... Да что за мать-перемать-то! Ну, и почему это  невозможно?!" (рассказ "Упорный")

Это - Мотя, а вот Ленин:
"...избавленные от капиталистического рабства <...> люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством. <...> Только привычка может оказать и несомненно окажет такое действие, ибо мы кругом себя наблюдаем миллионы раз, как легко привыкают люди к соблюдению необходимых для них правил общежития, если нет эксплуатации, если нет ничего такого, что возмущает, вызывает протест и восстание, создает необходимость подавления."

Тут еще Маркс подоспел со своей "наукой" и "неопреовержимыми выводами" - и готово дело: "Груз давит? Давит. Колесо двинется? Двинется. Не может не двинуться."

Еще раз поверяет Ильич гармонию алгеброй:
"Государство сможет отмереть полностью <...> когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. <...> Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать "по потребности"."
"Нет, все правильно. Не может не крутиться."

Закрутилось. А дальше, ребята, такие виды открываются - дух захватывает.
Уже на первой стадии "Учет и контроль - вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну. Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок."
Всякому, понимаете? - всякому грамотному человеку плюс расписки. Вот оно, зарождение будущей "кухарки, управляющей государством" из духа утопии.

Полнота еще не проистекла, но и то, что уже наличествует, ослепительно прекрасно:
"Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал."
Поработал, получил от общества удостоверение, по удостоверению получил на складе количество продуктов. Живи как царь (вселенной).

Бред, фантасмагория, страшный сон, кошмар, галлюцинация, фантазм? Что построено?
Ведь это же казарма, коннозаводческое предприятие. Здесь нет места ничему человеческому. В мозгу автора этой химеры просто-напросто отсутвует отдел, отвечающий за все, что связано с человеческой душей, с поэзией, любовью, творчеством, страданием, тоской, сомнением и надеждой, поиском и обретением, радостью и игрой. Не нужно всего этого, да и непонятно, что с ним делать, для чего оно существует вообще, если вообще существует. К станку - за справкой - на склад.

Ильичу в голову не приходит, что вся напиханная под черепную коробку пролетария требуха может управляться чем-то более сложным, чем то, он набросал на коленке. Что уж говорить о понимании того поистине коперниканского переворота в устройстве человеческой души, сделанного архискверным, по его выражению, Достоевским. Мракобес и реакционер понял, что душа человеческая "нелинейна", что ради свободы человек готов разрушить любую самую "правильную" и рационально организованную гармонию, а "самый человечный" дурнем-второгодником остался долбить примитивную арифметику и свято верить в то, что ничего иного и не существует.

"Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!"

Тысячу раз был прав гениальный Шпенглер, когда говорил, что марксизм - это незнание людей и ситуаций, фатальное отсутствие физиогномического такта.

К счастью жизнь в себе имеет механизмы защиты от химеры, сама природа человека сопротивляется тупому догматизму, выламывается за его рамки, не позволило осуществиться мрачной утопии до конца. И вождю как Угрюм-Бурчееву только остается смотреть в недоумении на неподчинившуюся ему реку, которую он положил зачем-то "унять".

Догматизм, жуткая односторонность, редуцирование всего на свете до экономических форм. Все так. И тем не менее... Есть и хорошие новости и они в том, что Ильич не был дураком конченым, то есть умел учиться и учиться быстро. Канонический пример - НЭП. Но НЭП это мелочи по сравнению с тем, что "... мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм."

С тихим шорохом в угасающий мозг вкатилась страшная мысль: "А ведь попы-то были правы!" Те самы презренные попы, архиподлые шарлатаны и эксплуататоры, которых он еще недавно так нещадно бичевал и высмеивал. А сам он со многомудрым и бородатым Марксом вышли в полные дураки и банкроты. Бились, шумели, экспроприировали, диктатурствовали, подавляли, обобществляли. А не вышло ни шиша. Все дело в человеке. В той глупости, что необнаружима и называется душа. Она не
зависит от формы собственности на средства производства. "Мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм..."

Уж лучше бы он воровал.

Салтыков-Щедрин, Кургинян, Ленин, Россия, #Кургинян, СССР, Шукшин, Шпенглер, НЭП, государство и революция, #Ленин, Достоевский

Previous post Next post
Up