Я вообще очень люблю метро. Любое. И интересуюсь им там, куда попадаю (не так чтобы я видел много разных метро, впрочем). Здесь будет чуть-чуть слов и фотки про метро Нью-Йорка и совсем чуть-чуть про метро Бостона.
Пост посвящается
lugrum, который высказывал крайнее раздражение четырёхминутными интервалами вечером на калужско-рижской линии московского метро; посвящается без подколки, а просто сравнения ради.
Наше метро в сравнении с НЙ-ским выглядит жесткой тоталитарной системой: здесь есть порядок, который не нарушается почти нигде. Интервалы даже заполночь почти никогда не превышают 10 минут. На подавляющем большинстве станций выход из вагона слева. Поезда всего двух типов (я не учитываю незначительную разницу в вагонах). На каждую платформу почти везде приходят поезда только одной ветки.
По моим ощущениям среднее время ожидания поезда в метро Нью-Йорка - минут 10. Бывало и 20, причём вовсе даже не ночью; ночью оно, впрочем, работает, круглосуточно, поезда ходят каждые 30 минут по расписанию.
Выход где справа, где слева - это никак не объявляется заранее. Более того, на многих станциях (на большинстве станций?), на которых платформа не одна для двух направлений движения, нет возможности перейти на обратный поезд, не выходя на поверхность. Полностью на поверхность, за турникеты, теряя билет, если это не "единый" (и ожидая 15 минут с предыдущего прохождения через турникеты, если "единый").
Поезда на разных ветках разные, ощутимо. В некоторых есть поперечные сидения, например. В некоторых есть очень здоровские табло, в некоторых вообще нифига нет, кроме карты метро, и там приходится очень усиленно слушать объявления, причём объявляет на этих ветках почему-то машинист, а не автоматика, как на и без того понятных ветках.
Что же до платформ... Вообще для начала нужно посмотреть на
карту их метро. И там в левом-нижнем углу пояснение. Оно поясняет степень запутанности и в общем ничего более. На практике это означает, что на одной станции может быть одна, а может, например, 2-3 платформы для линий, в данном месте идущих в одном направлении. И платформы эти будут располагаться друг над другом, например. И по будням поезда одной ветки будут приходить на одну платформу, а двух других веток - на другую. А по выходным поезда той первой ветки будут приходить на ту вторую платформу, а те две другие ветки вообще не будут работать.
Представьте теперь станцию "Times Square - 42 Street", на которой пересекаются 12 веток. У нас самое большое на Библиотеке им. Ленина, там 4.5 ветки (поезда на Международную всё-таки идут с отдельной платформы). А тут 12! Это трёхэтажный лабиринт, в котором, напомню, не всегда поезда одной ветки, идущие в разную сторону, останавливаются на одной платформе!
Говоря проще, это хаос, загримированный под порядок. В принципе грим держится, я не заблудился ни разу. Лишь однажды проснувшись (я там спал в метро =) обнаружил, что еду не на той ветке, да и то оказалось, что просто табло показывало неправильные данные, а все прочие индикаторы - правильные, так что ехал я куда надо.
Ладно. Пусть желающие представят себе вот какую ситуацию: двери закрываются, после чего машинист объявляет "кстати, дальше мы идём экспрессом и ближайшие 5 станций остановок не будет". Я не шучу, говорят так очень даже бывает. А теперь
фотки:
Поскольку никто из вас не пошёл смотреть карту метро, я выкладываю её здесь.
Шутка, конечно.
Это поезд. Ветка Q, ближайшая к там где я и жил. Соответствующую букву можно заметить сверху, она немного покорёбилась из-за рассинхронизации съёмки и мерцания светодиодов, видимо. Удивительно, но каким-то непонятным образом я ещё и отражаюсь в лобовом стекле.
Вагон (этой ветки) изнутри.
Вагон (этой ветки) сверху. Вообще половина метро снаружи, даже больше, наверное.
Девочка-хипстер в вагоне (этой ветки).
Запланированные изменения в распорядке движения поездов на ближайшие 4 дня. Там ещё один лист справа, он не влез в кадр. Понимание появляется, м?
Это уже Бостон.
Это тоже Бостон, вагоны одной из веток, зелёной. Да, вот так они и выглядят, как трамваи. Внутри в общем тоже.
В Нью-Йоркском метро они очень много себя пиарят. Постоянные плакаты о том, как они непрерывно улучшают вагоны, рельсы, станции и всё такое прочее. Соответственно в вагонах на разных ветках размещают ещё и всякие произведения искусства, созданные специально для и про метро НЙ. Это было на этой ветке (можно заметить на третьей фотке справа). Я нарыл его в сети, это лучшее качество, увы; сам сфотографировать как следует не сумел, очень широкое. Обратите внимание (не только на крутящего педали осьминога, но и) на рельс подачи энергии, сделанный из электрического угря. Он между... эээ... вагонами.
[updead]
Как и с панорамами в более поздних постах, решил не разрывать этой фоткой некоторым френдам ленту. Потому здесь чуть уменьшенный вариант. По клику будет в новом окне полная.