СССР был чемпионом мира по колоссальным, сверхдорогостоящим и при этом бездарным проектам. Одним из таких проектов стало создание межконтинентальной баллистической ракеты Р-39 и её носителя атомной подводной лодки "Акула" проекта 941.
Как всегда коммунистические лидеры реализовали в проекте три главные составляющие: свои непомерные амбиции, отсутствие экономических расчётов, презрение к детялям. И как всегда, ничего хорошего из этого не получилось.
Сам проект возник как ответ на действия штатовцев (СССР постоянно пытался "догнать и перегнать США), которые в 1976 г. начали строительство огромной АПЛ проекта "Огайо". Советские лидеры решили утереть нос своим американским визами, и построить своего монстра.
В результате были созданы АПЛ проекта "Акула". Советские и неосоветские очень гордятся тем, что это была самая большая подводная лодка в мире. Но для подводной лодки самым важным фактором являются не понты её создателей, а незаметность. Если ПЛ легко обнаружить - все её достоинства тут же умножаются на ноль.
При одинаковой длине "Акула" получилась в полтора раза толще и в два раза шире, чем "Огайо". Из-за специфических особенностей конструкции и оборудования "Акула" здорово шумела под водой, что существенно облегчало её обнаружение противником. И не было возможности это изменить. Там шумел и реактор старого образца (для замены которого нужно разрезать лодку), и винты, и гидравлические и механические системы.
"Огайо" была гораздо менее шумной.
При этом "Огайо" несла 24 МБР, а "Акула" 20, при одинаковых БЧ.
Другая гордость неосоветских - "уникальная конструкция корпуса". Снаружи это единое судно, а внутри него расположен катамаран: два основных корпуса диаметром 10 м каждый (Википедия пишет, что корпуса были из титана, но это бред. Не было титана на "Акулах" от слова совсем. Корпуса ПЛ проекта 941 изготавливались из маломагнитных сталей). Так вот "уникальность" корпуса получилась вынужденной, т.к. советская промышленность не могла тогда изготовить прочный корпус нужного диаметра, поэтому взяли 2 прочных корпуса от проекта 667БДРМ, приделали еще несколько поменьше, и засунули все это в один легкий корпус. Вот и весь секрет "уникальности". К тому же инженерам в мире известна истина: двойные корпуса генерируют дополнительные шумы, и современные АПЛ делают одно- или полутора-корпусными.
Гигантские размеры "Акулы" были органично связаны с её основным вооружением - 20 трехступенчатых твердотопливных ракет Р-39 "Вариант" комплекса Д-19.
При аналогичном доставляемом заряде советские твердотопливные ракеты получались вдвое тяжелее, чем штатовские, и Р-39 были в этом сымсле монстрами, с длиной 16 м. и массой 90т.
Сергей Александров, выпускник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П.Королева, инженер-конструктор космических аппаратов, ведущий специалист департамента инновационного развития и стратегических исследований ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, историк космонавтики: "Р-39 и «Барк» получились чудовищными. И, соответственно, под них пришлось делать чудовищные лодки. Да, это величайший триумф нашего кораблестроения, но флот от них отказался при первой возможности."
Дополнительная и нерешаемая проблема возникла при распаде СССР, который коммунисты провели строго по советской Конституции. Т.к. первую ступень Р-39 производили на Украине, и Незалежная под давлением США прекратила их поставки, то результате АПЛ ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск" в 2002 г. и в 2005 г. соответственно остались без ракет. Конечно их вывели в резерв.
Так же в Википедии указана другая советская гордость: "Пуск всех Р-39 был возможен одним залпом". К сожалению написавшие это совершенно не знают ни матчасть, ни элементарные законы физики. Ни одна АПЛ не может выдать залп сразу 20 колоссальными ракетами. Для самообразования можно посмотреть операцию "Бегемот".
Дополнительная небольшая, но характерная деталь бездумности проекта: была предусмотрена загрузка дополнительной партии ракет (!) прямо в море. То есть по идее разработчиков, в условиях ядерной войны, когда АПЛ полностью отстреляла 20 своих МБР (это уничтожение половины территории США), она должна была всплыть, автоматически полностью демаскировав себя, и в условиях боевых действий в открытом море грузить в себя здоровенные ракеты. Звучит как сумасшествие, но это был реальная часть проекта. В 1985 году для этого был построен плавучий арсенал-ракетовоз "Александр Барыкин".
По совокупности вышеизложенного продолжать проект в современной России не имело никакого смысла. Подлодки были сделаны под ракету, ракета была сделана под американские морские твердотопливные, всё было неоправданно дорого и требовало неоправданно много ресурсов и модернизации. И в эксплуатации "Акулы" были в два раза дороже имевшихся на вооружении подлодок, а модернизация одной "Акулы" сопоставима по стоимости со строительством двух новых АПЛ проекта 955 "Борей", гораздо более эффективных во всех отношениях.
Когда в следующий раз неосоветские плакальщики будут говорить об уничтожении сверхценного советского наследия, можно ознакомить их с этим материалом.
Из открытых источников.