Большевик и борщевик

Aug 20, 2023 13:29



Бездарные малограмотные коммунисты во главе страны (это характеристики своих коллег от самих вожаков, УльяноваЛенина и ДжугашвилиСталина, которые расстреливали их пачками, но толку всё равно не было) натворили немало бед не только по отношению к народу, экономике и стране, но и в российской экологии. Поворот сибирских рек, колоссальные посевные территории загаженные пестицидами, ядерные взрывы при геологоразведке и добыче, каскады ГЭС на реках - список экологических преступлений можно продолжать долго. Одним из них было и массовые посадки борщевика, одной из главных проблем современного сельского хозяйства России.

Сегодня это гигантское живучее растение наводит ужас на жителей Центральной части России. А ещё полвека назад оно было гордостью селекционеров и надеждой аграриев. Найденный в предгорьях Кавказа и доработанный в советских лабораториях борщевик Сосновского выглядел чрезвычайно живучим и рос быстро и обильно. Казалось, вот оно, решение: и коровы сыты, и луга целы. Оказалось, что казалось. Вкус молока от него портится, как и генетика у поедающих его животных. А люди получают от растения жутчайшие ожоги.

Так как экология в СССР принадлежала к "буржуазным лженаукам" наравне с кибернетикой и генетикой, то коммунистические функционеры посчитали борщевик идеальным советским решением, и возразить им было некому - немногие оставшиеся специалисты мотали сроки в лагерях и держали языки за зубами, чтобы не быть уничтоженными как их коллеги.

Советские рассуждали так: растение с наивысшей формой облиственности. С высокой морозостойкостью и способное к интенсивному фотосинтезу даже при заморозках до минус восьми. Не имеет специфических заболеваний, игнорируется вредителями и иммунно к большинству распространённых инфекций. Даёт фантастический прирост зелёной массы за сезон, даже на скудных почвах оно приносит до двух тысяч центнеров с гектара. Содержание белков в этой массе - до 28%! Это же какой гигантский подарок сельскому хозяйству! Это же раза в четыре, нет, в пять раз больше, чем дают самые-рассамые силосные культуры типа вики или райграса! А какие чудные сахара содержит, какие витамины, даже антибактериальный эффект имеет! Огромное, до трёх метров высотой, растение, которое способно за сутки вытянуться на десять сантиметров, прекрасно растущее, благодаря своему горному происхождению, в северных широтах, абсолютно нетребовательное к почвам и уходу и охотно поедаемое скотом. Это же мечта и облегчение труда колхозников, победа над вечным дефицитом кормов, который с 1917 года так и не удалось преодолеть.

Нет, немедленно, немедленно нужно рассылать циркуляры, требуя, чтобы все колхозы и совхозы закупали семена борщевика Сосновского и срочно приступали к его выращиванию!

По удивительному совпадению, примерно в то же время в далёкой Англии писатель Джон Уиндем закончил свой фантастический роман «День триффидов». В нём описывалась борьба остатков человечества с огромными, способными передвигаться хищными ядовитыми растениями - триффидами. Триффиды, трёхметровые ботанические монстры, наделённые подобием коллективного разума, по описанию здорово смахивают на борщевик Сосновского - и размером, и толщиной стебля. В первых версиях романа Уиндем подробно рассказывает, что вывели этого мутанта в Советском Союзе, руководил работами лично Трофим Лысенко, а хотели советские учёные создать идеальное растение-корм для скота и одновременно масличную культуру. В поздних версиях романа Уиндем эту часть изменил, убрав большинство упоминаний об СССР, - видимо, не хотел на первых же страницах книги придавать ей выраженную политическую окраску.

Что это было? Действительно чистое совпадение, гениальное озарение или прочитанная где-то заметка о новых достижениях советских селекционеров, каковые достижения периодически демонстрировались иностранным корреспондентам?

И ещё один момент остаётся непонятным. До сих пор можно найти кое-какие отчёты по борщевику Сосновского тех времён: там сплошные сахара, протеины, предпочтительный тип силосования, фотосинтез по С-3 типу, желательные направления селекции... Но ни одного слова о том, что вообще-то эта зелёная тварь реально опасна. Неужели никто из учёных, из работников на делянках не сталкивался с брызгами его сока, никто не удивлялся потом кровавым язвам на руках и на лицах?

Сок борщевика содержит светочувствительные вещества из группы фуранокумаринов. Попадая на кожу, они моментально проникают внутрь её клеток, и те на несколько дней полностью теряют способность защищаться от ультрафиолетового излучения.

Умение противостоять этому излучению эволюционно вырабатывалось на нашей планете миллионы лет. Лишь после этого наши далёкие предки смогли выбираться из морских глубин и болотного ила под смертельное сияние беспощадного светила. Ибо наше замечательное тёплое ясное солнышко - вообще-то жёсткий убийца, изничтожающий любую органику, кроме той, которая научилась от него защищаться.

И вот контакт с соком борщевика мигом лишает нас этой защиты и превращает высокоразвитый сложный организм - в обезумевшего вампира, чья плоть испаряется в солнечных лучах.

Так о чём советские учёные думали, где их примечания к отчётам в стиле «только учтите, что работать с нашим замечательным растением лучше всего в скафандре»?

Конечно, фототоксичностью обладают многие зонтичные, тот же пастернак опытные огородники всегда обрабатывают только в перчатках и желательно в пасмурные дни. Хотя у пастернака фототоксичность заметно слабее, чем у борщевика Сосновского. Но, допустим, эту особенность могли всё же проигнорировать, ведь народное хозяйство важнее. А убирать борщевик всё равно будут не руками, а сельскохозяйственной техникой - подумаешь, язвы, вон, в войну под бомбами на полях работали.

Факт в том, что борщевику был дан зелёный свет, он был внесён в списки важнейших сельскохозяйственных культур, и в 1960-е его начали культивировать - и пик этой активности пришёлся на начало 1970-х.

Борщевик Сосновского вовсю сажали в Нечерноземье, в Центральной России, везде, где были крупные животноводческие центры. Не выращивали его, правда, в чернозёмных регионах - Воронеж, Липецк и так далее. Вдвойне экономически бессмысленно было тратить ценнейший чернозём на такую неприхотливую культуру.

Сибирь для него всё же, к счастью, оказалась холодновата. И серьёзную жару он переносил очень плохо, так что южные территории - тот же Краснодар, Ставрополье, - свободны от него. И сейчас понятно, что без активной помощи человека борщевик никак не мог бы доползти с холодных высоких участков Кавказских гор - в подходящие ему северные земли, жаркие низины юга были для него непреодолимы, так и торчал бы, бедный, на скалах.

Зато в Центральной части РСФСР он очень быстро разгулялся. Специально выведенный для прохладных условий сорт «Северянин» попал в идеальное для себя место. И начал удирать.

Одичавшие формы борщевика поползли по лесам и долинам Центральной России уже в конце 1970-х, как раз тогда, когда стало совершенно понятно, что сельскому хозяйству борщевик Сосновского не нужен даром. Потому что молоко коров, в чей рацион входит много силоса с борщевиком, ощутимо и неприятно горчит, приобретая ещё и оттенок затхлости.

С этой напастью пытались бороться, выжимая из борщевика сок и превращая стебли и листья в жмых, так как именно сок был сочтён главным виновником горького вкуса. И вот манипуляции с отжимом как раз и привели к первым массовым случаям ожогов. В больницы стали попадать колхозники со страшными, плохо заживающими язвами, которые сменялись грубыми красными шрамами. Поползли слухи о том, что некоторых пострадавших не сумели спасти. Дальше - больше: выяснилось, что попадание сока в глаза может приводить к полной слепоте.

Страшнее всего было то, что в больницы стали привозить и детей, которых привлекали эти весёлые зелёные гиганты. Привыкнув делать духовые трубки-ружья из других видов борщевика, дети с восторгом срезали гигантские стволы, пулялись друг в друга недозрелым крыжовником и зелёной смородиной - и ожог вокруг рта стал привычной для медиков летней детской травмой. А уж если дети решали использовать ствол борщевика как игрушечную подзорную трубу, то всё было ещё хуже - зрение иногда так и не восстанавливалось.

А тут подоспели рапорты о том, что силос из борщевика может иметь тератогенный эффект: повышенное число рождений телят-уродцев в хозяйствах, активно использующих этот силос, красноречиво говорило о том, что связь есть. К концу двадцатого века было уже доказано, что сок борщевика действительно ещё и генотоксичен даже без ультрафиолетового излучения - он угнетает деление клеток и имеет мутагенный эффект при употреблении внутрь.

Так что борщевик Сосновского перестали рекомендовать к культивации. Но было уже поздно. Зелёный монстр не просто прижился на Севере страны - он стремительно его захватывал. От Мурманска и, чуть наискось, до Оренбурга - это сегодня полностью завоёванная им территория. Гигантские поля головастых гигантов встретят вас и в Подмосковье, и на Вологодчине, и в Перми. Он вытесняет все северное луговое разнотравье, истребляет всех конкурентов. В зарослях борщевика может выживать только борщевик. Марсианский, неземной, пугающий вид сотен задранных к небу огромных, соцветий борщевика, похожих по форме на мозги, производит сильное впечатление и летом, и зимой. Он был бы даже прекрасен, не будь он сегодня столь вездесущ. Ибо там, где растёт борщевик, вскоре не будет расти ничто другое, никакие колокольчики, ромашки и венерины башмачки - без шансов.

Борщевик не имеет естественных врагов. Он неуязвим и фактически бессмертен. Он выделяет из листьев эфирные масла, которые, попадая на землю, препятствуют всхождению любых других ростков, кроме его собственных. Он чрезвычайно плодовит: каждое растение готово дать десятки тысяч потомков. Косить, рубить его бессмысленно - даже отломанный кусочек корня с почкой даст новый всход, а семена отлично вызреют и в отрезанном цветке-зонтике и, невесомые, легко путешествуют с ветром.

Дачники, надев сапоги и перчатки, выкапывают штучно растения осторожно с корнем - и целиком сжигают в печах и кострах. Но на более обширных территориях методов борьбы с ним просто нет. Гербициды эффективны на один сезон: весною корни оживут и прыснут множеством новых побегов. Да и стоимость химических составов такова, что миллионы гектаров ими не обработаешь.

Так что "Спасибо Партии и за это!"...

экономика ссср, преступления коммунистов, советская наука

Previous post Next post
Up