Советское образование: "Весь мир насилья мы разрушим, до основания, а затем..."

Jan 03, 2023 14:17

2 октября 1920. Речь В.И. Ленина на III съезде РКСМ: «Отрицая старую школу, мы поставили себе задачей взять из нее лишь то, что нам нужно для того, чтобы добиться настоящего коммунистического воспитания. Старая школа была школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.»
(Ленин, ПСС, т. 41, с. 303, 309, 311).

А.А.Любищев, учёный, создатель знаменитой системы учёта времени и исследователь советской средней школы, герой повести Д.Гранина "Эта странная жизнь" писал: «Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы».

Академик Раушенбах, один из создателей советского космоса: «Советская школа каждый год менялась. И самое яркое событие - очередная ее реорганизация. Это было нечто ужасное. Из-за этого я совершенно не усвоил, например, химии, потому что появился преподаватель - «левак», уж не знаю, был ли он искренний «левак», то есть приверженец новой системы, или жулик.

Профессор, известный историк В.В. Шелохаев, 1974г.: «московские абитуриенты - это не деревенские ребята, многие из которых после окончания 8 класса не знали таблицу умножения. Вспоминаю свой первый опрос в СПТУ после вводной лекции по курсу обществоведения. Ни один из них не мог ответить ни на один вопрос. Тогда я решил проверить их грамотность. В результате выяснилось, что они не знают азов русского языка, математики. На мой вопрос о главной движущей силе русской революции отвечали - бурлаки.»

Революция и государственная политика первых 15-18 лет советской власти в области высшего образования привели к огромному падению уровня подготовки специалистов решительно во всех областях.
Мало того, что оставшихся после массовых репрессий "каждого-кто-в-очках" и массовой эмиграции старых спецов было крайне недостаточно, но им не доверяли и подозревали во враждебных замыслах.

Методы решения проблемы с кадрами были совершенно неадекватными. В какой-то момент необходимость спешного решения проблемы с получением достаточного количества своих кадров признала верхушка советского руководства. Но ситуация с подготовкой своих инженерно-технических кадров была весьма скверной.
Попытались решить дело подготовки своих кадров штурмовщиной, но не вышло.
А откровенно вредительские (по другому назвать их нельзя) инициативы в деле подготовки кадров превращали учёбу зачастую в профанацию.
Дров наломали тут во множестве. Это и дискредитация старой науки как классовой буржуазной науки. Это попытки упразднить преподавание " буржуазных" наук.
Под раздачу тогда попали юриспруденция, филология, история права, лингвистика и проч.

Вредным для подготовки кадров было решение об открытии ВУЗов для всех желающих - Постановление СНК о порядке приёма в высшие учебные заведения от 2 августа 1918 года.
Это немедленно привело к тому, что под этим предлогом из ВУЗов начали изгоняться учащиеся из "имущих классов". Но 99% тех кто пришел в ВУЗы из числа рабочих и крестьян не могли там успешно учиться. Им просто не хватало подготовки для учебы в высших учебных заведениях. Появились неграмотные студенты и даже студенты не только неграмотные, но и не знающие толком русского языка.

Постановление СНК фактически дискриминировало тех, кто реально мог учиться в ВУЗах и имел к тому способности в пользу тех, кто не имел ни подготовки, ни способностей к высшему образованию.
Попытка таким способом получить кадры красных специалистов не могла иметь успеха.
Не то беда, что возможность получить высшее образование получили все желающие, а то, что ВУЗы в 20х и первой половине 30х годов захлестнул неготовый к обучению контингент.

Получилось же так:
"А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам.
Так началась преподавательская деятельность Крылова в Военно-Морской академии:
- Кто из вас знает математику? - спросил ученый. Аудитория молчала.
- Кто из вас окончил высшее учебное заведение? Опять молчание.
- Кто из вас имеет среднее образование? И снова тишина.
- Первый раз в жизни, - сказал Алексей Николаевич, - буду читать лекцию по теории корабля лицам, не знающим математики. Подумаю, как это можно сделать. Приходите в следующий раз."
Вот так Крылов из безграмотных и не знающих математики делал корабельных инженеров.
А потом мы удивляемся, почему у нас корабли были хреновые.

В целях ускорения подготовки кадров руководителей из рабочих и крестьян были организованы так называемые красные университеты (Свердловский, Зиновьевский, Университет народов Востока и проч.)
Качество подготовки кадров там было довольно сомнительным .
Ленин первоначально полагал, что дело подготовки своих кадров не займёт много времени.
Но уже в тексте подготовленной им речи для 5 сессии ВЦИК 9 созыва, Ленин говорит о многих годах времени нужных для учебы и большом количестве тяжелого труда, которые будут нужны для подготовки своих управленческих и научно-технических кадров из рядов пролетариата.
Ленин уже признаёт, что уровень культуры наших рабочих низок, и рабочим очень трудно взяться за дело управления производством.
Оно осознаёт, что его первоначальные радужные надежды на успешное привлечение рабочих к управлению государством и экономикой не оправдываются и число тех выходцев из среды рабочих и крестьян, которых можно с успехом привлечь к руководству (особенно на высших уровнях) на деле весьма мало.

Проблема нехватки своих кадров резко обострилась после прихода к власти Сталина.
Сталин делал всё возможное , что-бы в ВУЗах была как можно большая прослойка из партийцев, комсомольцев и выходцев из рабочих и крестьян и количество учившихся было-бы как можно больше.
Но и Сталину приходилось не раз признавать, что студенты из рабочих и крестьян, студенты большевики и комсомольцы учатся плохо, им очень трудно даются специальные знания (т.е. естественные науки, математика и технические предметы), что студенты предпочитают проводить время на заседаниях комсомольских и партийных ячеек, чем реально учиться.

Но тоже самое говорили и другие вожди партии.
Бухарин в речи на 6 съезде РКСМ 15 июля 1924 года: "В высших учебных заведениях наши комсомольцы часто назначают профессоров, вычищают студентов, а посмотришь на успеваемость - 80 процентов неуспевающих. Самодеятельности много, а действительных знаний не на грош".
Тут надо сказать , что в 20х годах были весьма мягкими требования к успеваемости и вдобавок резко упрощены учебные программы и на деле бухаринские 80 % неуспевающих были не меньше чем 95% .
Например в МВТУ сопромат в 20х годах перевели в необязательный, факультативный предмет.
Особенно пострадали от примитивизации образования и учебных программ естественные науки , высшее техническое образование и медицина.
Планы радикальной реконструкции страны требовали резкого, небывалого увеличения числа инженерных кадров.
Сеть ВУЗов конечно увеличилась, но это вовсе не вело к появлению достаточного числа квалифицированных специалистов.
Условия индустриализации СССР в 20х годах требовали не увеличения выпуска недоучек узкого профиля (от которых было весьма мало проку), как то было в реале, а надо было требовать выпуска специалистов высокой квалификации.
Инженер-недоучка, военный-недоучка, врач-недоучка - деньги на ветер и разорение государства.

В такой ситуации был бы совершенно рациональным поиск и отбор способных к обучению талантов по всей стране, без оглядки на их происхождение и надо было именно открыть именно для них дверей ВУЗов.
Надо было начать массовую практику обучения лучших студентов у лучших профессоров, массовую посылку лучших студентов на обучение заграницу, начать приглашать профессоров из иностранных ВУЗов.
Такая политика проводилась и проводится в современном Китае и имеет успех.
Надо было не упрощать программы ВУЗов, а готовить полноценных специалистов.
Китайцы в годы "Большого Скачка" тоже решили ,что можно готовить вместо настоящих специалистов - недоучек с дипломами.

В 1929-1930 прошла массовая чистка учебных заведений от "реакционной" профессуры и студентов "неправильного" происхождения. Во многих ВУЗах вычистили больше половины преподавательского состава.

Сам Сталин весьма нажимал на подготовку красных специалистов.
16 партийная конференция особо оговорила необходимость подготовки специалистов из рабочего класса.
Работа эта однако по мнению партийного руководства шла плохо, а качество кадров было по общему мнению весьма не удовлетворительным.
Опять начались попытки получения инженерных кадров ускоренным методом за 1-2 года.
В октябре 1929 года в "Правде" появилась редакционная статья под названием "Потерян год , Директивы партии о подготовке кадров промышленности не выполнены".
Расправа над старыми инженерно-техническими кадрами (Шахтинский процесс, Промпартия и т.д. и т.п.) не могла не дезорганизовать и производство, и подготовку новых кадров технических специалистов .
Как заявил позже Молотов, после процессов Шахтинского дела и Промпартии, состав учащихся вузов значительно обновился за счёт детей рабочего класса.

Конечно ни к чему хорошему это привести не могло.
Рабфаки были не выходом из положения.
Получилась такая ситуация, что вместе с выпускниками средних школ в ВУЗы поступали и рабочие, и выходцы из крестьян, и партийные и комсомольские активисты .
Рабочие и выходцы из крестьян как правило и в лучшем случае оканчивали только начальную школу или подобные начальные учебные заведения. Затем они где-то работали, а потом учились 2 года на рабфаке. Из рабфака они без всякого разбора и отбора, кучей попадали в ВУЗы. И сразу зачислялись на первый курс. Два года рабфака не могли дать удовлетворительного образования.
Это было в лучшем случае улучшенное начальное образование, но оно в принципе не могло давать достаточной подготовки для обучения в ВУЗах .
В результате в ВУЗах обучались студенты с разностью в возрасте в 10-15 лет и самым разным уровнем подготовки.

Причем выходцы из рабфаков были подготовлены несоизмеримо слабее чем вчерашние школьники.
Поэтому для того, чтобы довести до выпускных экзаменов бывших рабфаковцев, приходилось примитивизировать учебную программу и вообще не требовать от студентов того, что они в нормальной ситуации были-бы обязаны знать.
Не было никакого контроля за регулярностью посещения студентами лекций и лабораторных занятий.
Более того, были реализованы попытки отменить лекции, семинары и лабораторные занятия как буржуазный пережиток.
Ещё была практика перевода студентов с курса на курс без учета выполнения учебного плана и оценки знаний.
Понятно, что выходцы из рабфаков этим пользовались, а профессора и доценты были под постоянным давлением административных и партийных органов. Требовательный профессор или доцент рисковал вылететь из ВУЗа.
Отсюда и отмена оценок в ВУЗах и "бригадный" метод обучения, когда персональные оценки не ставили, а зачеты сдавали не поодиночке, а группой из 5-15 студентов.
Для сдачи зачета приходила бригада, обычно из четырех-пяти студентов, и профессор или доцент задавал вопросы. Отвечать мог любой и отвечал самый знающий. Если никто из сдающих ответа не знал, все должны были уйти и снова готовиться. Так могло повторяться несколько раз, и только после того как бригада наконец давала правильные ответы на все вопросы, каждый получал зачет.
Это всё свелось к тому, что один представитель группы ("бригады") сдавал экзамены и зачеты за всех.

Медицинские вузы. "В 1927 году, когда я получил диплом, обучение продолжалось десять семестров. В 1929 году срок обучения снизили до восьми семестров и упразднили экзамены. Профессора лекций больше не читали, обучение производилось по производственному групповому методу, медфак был разделен по фабричной системе на цеха с цехкомом. Цеха: хирургический, терапевтический и профилактический. В 1930 году число семестров сократилось до семи с половиной. Каждой группой руководил ординатор или ассистент, который в конце семестра выдавал всем удостоверение, что они посещали групповые занятия, - и этим дело кончалось. Роль профессора сводилась к роли надзирателя. С пятого семестра студенты уже делились по специальностям. В конце обучения выдавалась бумага об окончании вуза. Таким образом, общее и специальное образование состояло начиная с первого класса начальной школы, из семи- или девяти- летки и трех с половиной лет вуза. Если учесть, что от 30 до 40 % учебного времени уходило на изучение политических предметов, то можно себе представить профессиональный уровень врача тех лет."

Такая система обучения продержалась до 1933-1934 года, когда всем стало ясно, что это пародия на высшее образование.
Когда оказалось, что подготовленные таким способом молодые советские "кадры" никуда не годятся по причине их крайне низкой квалификации, пришлось вернуться к дореволюционной системе высшего образования.
В 1930 году восстанавливается обязательное посещение студентами всех видов университетских занятий - лекций, семинаров, лабораторных занятий, одновременно начинается борьба за введение строгой трудовой дисциплины среди профессорско-преподавательского состава.
Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. 'со всей резкостью и решительностью' осудило бригадно-лабораторный метод и другие 'перегибы и извращения' в организации учебного процесса.
Вновь вводятся твердые учебные планы, восстанавливаются лекции, вводятся зимние и весенние сессии, контроль за качеством учебы, дипломные работы на последнем курсе, увеличивается время на изучение общетеоретических дисциплин, соответственно сокращаются производственные практики, возвращаются обязательные вступительные экзамены и др.
В конце 1933 года проводятся защиты первых кандидатских диссертаций, а в 1936/37 - впервые выпускные государственные экзамены.
Были восстановлены и экзамены и дипломы и ученые степени и многое другое.
Фактически понадобилось 15 лет (с начала первой пятилетки) для того, чтобы партийное руководство реально поняло на горьких ошибках, что кадры действительно решают всё и вся.

Тем не менее введение при Сталине платного среднего, а потом и высшего образования отсекло от него абсолютное большинство талантливых крестьянских детей, и большинство детей из малоимущих семей.

Многомиллионные голодоморы, многомиллионные репрессии, катастрофа ВТорой мировой войны не добавили качества советскому образованию. Гениальный учёный Александр Любищев, которого вы знаете по его знаменитой системе учёта времени, получил образование ещё до революции. К 1956 году, когда Ульяновский обком КПСС попросил профессора написать справку о положении дел в средней школе, учёному было уже 66 лет. Будучи пенсионером и не имея привычки осторожничать, товарищ Любищев отправил в обком весьма откровенный анализ, ярко и детально показывающий полную деградацию советского образования.

Вторая часть: Жертвы советского образования https://takoe-nebo.livejournal.com/878448.html
Третья часть: миф о "лучшем в мире" советском образовании https://takoe-nebo.livejournal.com/865241.html

мифы комми, образование, советская наука

Previous post Next post
Up