Предприниматели России. Н.Путилов

Sep 19, 2022 12:49



Николай Путилов, русский математик, инженер, предприниматель, учредитель Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. По оценкам современников - знаменитый металлург, имя которого стоит в одном ряду с владельцами крупнейших мировых металлургических предприятий, «замечательнейший деятель русской промышленности».

Путилов перестроил русскую промышленность, построил громадные заводы, флотилии кораблей, крупнейший в стране порт. Его именем назвали знаменитый завод, его гроб рабочие-путиловцы несли на руках 20 километров.
Имя этого российского предпринимателя обычно связывают с его наиболее известным детищем - Путиловским, а ныне Кировским заводом в Санкт-Петербурге. Однако это лишь один из его многочисленных грандиозных проектов. О Путилове говорили как о человеке, способном решать, казалось бы, невыполнимые задачи: за короткое время он организовал строительство военного морского флота, наладил масштабное производство высококачественной стали и железнодорожных рельс для нужд страны.

Родом из мелкопоместных дворян, родился в деревне Ерюхино Боровичского уезда Новгородской губернии, в бедной семье. Отец - инвалид Отечественной войны 1812 года, скончался когда мальчику было 4 года, оставив родных без средств к существованию.

В 14 лет Николая приняли в морскую роту Александровского сухопутного кадетского корпуса в Петербурге. Он обучался бесплатно: это был знак уважения руководства заведения к военным заслугам отца. Через два года успешной учёбы Путилова по его просьбе перевели в престижный Морской кадетский корпус, готовивший офицеров. Во главе корпуса стоял легендарный адмирал И. Ф. Крузенштерн, а математику преподавал известный академик М. В. Остроградский. Николай учился очень усердно - он был вторым по успеваемости в своём классе.

Ещё в период обучения преподаватели обратили внимание на выдающиеся математические способности Николая. В 1840 г. он выпустил свой первый научный труд, посвящённый найденной им неточности в учебнике по высшей математике авторства О. Л. Коши. На основе этой книги велись баллистические расчёты, поэтому публикация Путилова оказалась чрезвычайно важной для военного дела.

В 1853 г. началась Крымская война, в которой стала очевидна техническая отсталость российских военных судов - среди них не было ни одного с паровым двигателем. Флот противников был гораздо более современным. Осенью 1854 г. государство поставило перед промышленниками России непосильную задачу - к маю следующего года построить три десятка канонерок и корветов, способных противостоять англо-французскому флоту. Однако взяться за выполнение крупного заказа так никто и не решился. Тогда великий князь Константин Николаевич выделил на этот проект собственные средства и предложил Путилову наладить производство.

Николай показал себя как талантливый организатор. В то время профильные российские предприятия строили только крупные суда, поэтому Путилову пришлось договориться с несколькими небольшими мастерскими и заводами о выполнении срочного госзаказа.

Оказалось, что для судостроения не хватает рабочих рук. Тогда Николай привёз и переобучил прядильщиков из Ржева, которые в тот период остались без работы. Они стали литейщиками, слесарями, токарями и котельщиками. Дополнительно в Санкт-Петербурге были открыты курсы для всех желающих работать по данным специальностям. К началу навигации в воды Невы были спущены 32 новых судна.

В мае 1855 года вражеский флот, снова появившийся на Балтике с началом навигации, встретили 32 канонерские лодки, на каждой из которых было установлено по несколько пушек. Поначалу англичане и французы не воспринимали всерьез небольшие кораблики, но первый же бой у Толбухина маяка привел противника в чувство. Канонерка "Шалун" разворотила вовсе не шаловливыми 60-фунтовыми ядрами борт английского фрегата и быстро удалилась, не получив ни царапины. А на защиту столицы усилиями Путилова вставали все новые корабли. Когда их число достигло 81, союзники "показали корму".
Французский адмирал Пэно писал: "Паровые канонерки, в невероятно быстрый срок построенные русскими, совершенно изменили наше положение".

Когда война закончилась, подрядчики подарили Путилову серебряный венок из 81 листка с именами построенных кораблей. Николай Путилов не только смог выполнить срочный и сложный государственный заказ, но и сэкономил казённые деньги. Этот факт отметил великий князь Константин Николаевич, который произвёл Путилова в надворные советники (VII класс по Табели о рангах, соответствовал армейскому подполковнику и флотскому капитану II ранга), назначил старшим чиновником особых поручений Корабельного департамента и наградил орденом Св. Станислава II степени.

В 1857 г. Николай ушёл со службы и занялся новым для себя направлением деятельности - металлургией. Столь неожиданный поворот в его карьере случился по причине зависимости России от импортного металла. Путилов понимал, что страна должна полностью обеспечивать себя чугуном, сталью и железом. Однако доставлять их с существующих уральских заводов было слишком долго и дорого. Николай решил наладить производство ближе к Санкт-Петербургу - в Финляндии. За 1857-1858 гг. на заёмные средства, полученные от Морского министерства, Николай построил три завода. Впоследствии были основаны ещё два металлургических предприятия. Объём производства чугуна составлял невероятные по тем временам 17 тыс. тонн в год. С 1858 г. государство отказалось от закупок импортной стали - теперь металл для нужд кораблестроения брали у Путилова.

В 1854 г. инженер П. М. Обухов изобрёл собственный рецепт стали - не хуже, чем у известного немецкого промышленника Круппа. При этом её выпуск обходился в несколько раз дешевле, чем приобретение за границей. Совместно с Путиловым они решили открыть масштабное металлургическое производство в Санкт-Петербурге. Основным направлением деятельности предприятия должно было стать изготовление пушек крупного калибра.

В 1863 г. было основано «Товарищество сталелитейного завода». Одновременно Путилов организовал обучение рабочих металлургическому делу. Морское министерство сразу же разместило заказ на изготовление военных орудий из новой стали на 1 млн руб. Завод был чрезвычайно важен для военного развития страны, поэтому сам император Александр II распорядился выдать заём на требуемую сумму.

Производимая сталь была отличного качества - испытания орудий, выполненных из неё, в 1870 г. на Всероссийской мануфактурной выставке прошли блестяще. В тот же год завод получил право на изображение государственного герба на продукции и вывесках. Здесь изготавливали не только пушки, но и пушечные ядра, снаряды и бомбы.

Ещё одной актуальной задачей для государства в то время было масштабное строительство железных дорог. Новые рельсы приходилось закупать за границей, ведь в России их не производили в достаточном количестве. Путилов понимал важность и перспективность этого направления металлургии. Зимой 1867 года Николай Иванович пришел к министру путей сообщения генералу Павлу Петровичу Мельникову: "Дайте мне в долг любой железоделательный завод, и я завалю Россию рельсами!"

На южном берегу Финского залива отыскался очередной разорившийся заводик, и Путилову отдали его с очередным невыполнимым заданием: запустить производство за месяц. Он вспоминал: "Кинули клич по губерниям - ехать свободному народу по железным дорогам и на почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи пятисот человек; сделали расписание - кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому идти к молоту, кому к прессу".
Он заключил договор с Департаментом железных дорог, согласно которому в течение двух лет должен был построить завод и постепенно обеспечить необходимый объём продукции.

Через 18 дней после начала стройки завод начал в три смены выпускать рельсы. Путилов изобрел новый метод: сверху, там, где рельс соприкасался с колесами поезда, на него наковывалась стальная полоса. Такие рельсы обходились на 30% дешевле импортных и были гораздо прочнее.
Завод, который сразу стали называть Путиловским, выпускал "в ассортименте" и все необходимое для железных дорог - вагоны, паровозы, мосты. Через год от правительства поступил новый заказ на 15 миллионов рублей: предстояло наладить производство пушек, военных и пассажирских кораблей.

Завод рос как на дрожжах, и Путилов - маленький, подвижный, взъерошенный - постоянно носился по нему, вникая во все мелочи, раздавая кому деньги, а кому зуботычины. Стариков величал по имени-отчеству, пьяных беспощадно выгонял с работы - словом, осуществлял то самое "ручное управление", которое в России всегда было гарантией успеха.
А по праздникам обязательно накрывал для рабочих стол, не жалея денег. На одно из таких мероприятий, в июне 1870 года, было приглашено 2400 человек, включая 150 гостей "из общества" - промышленников, писателей, ученых. Каждую среду Путилов принимал гостей в своей квартире на Большой Конюшенной, дом 9, приглашая людей незаурядных, отличившихся в какой-либо области.
Портреты таких людей украшали стены всех восьми комнат, где жили Николай Иванович с супругой Екатериной Ивановной, - детей у них не было.

В 1868 г. Николай взял у государства в аренду Огарёвский железоделательный и сталелитейный завод в Санкт-Петербурге, который впоследствии выкупил. На работу были наняты 1,5 тыс. рабочих. Предприятие быстро вышло на выпуск 5 тыс. пудов рельсов в день. Установленный договором объём в 2,8 млн пудов завод изготовил досрочно. Всего за пару лет он стал крупнейшим металлургическим производством России.

Геолог Г.Е.Щуровский, один из современников Путилова, охарактеризовал предпринимателя так: «Не отступает ни от каких трудностей и ни от каких жертв, когда дело идёт об общественной пользе, или вообще о том, что может содействовать успеху отечественной промышленности… он ничего не делает в половину».

Николай Иванович показал себя не только как умелый организатор, но и как талантливый металлург. Он создал особую морозостойкую сталь, значительно превосходившую по качеству иностранную. Испытания показали, что рельсы из неё были гораздо более устойчивы к низким температурам и повреждениям. Кроме того, промышленник изобрёл новый способ сварки рельс из разнородного материала (например, железа и стали), что ранее считалось невозможным. Путилов уделял большое внимание рабочему месту и быту сотрудников своего завода. На предприятии была оборудована калориферная система, благодаря которой в цехах поддерживалась комфортная температура. В вечернее время рабочие могли посещать курсы, где изучали черчение, геометрию и технологию. Для них строились общежития, больницы, столовые и магазины. Супруга промышленника Екатерина Ивановна являлась попечительницей заводской школы.

Однако в 1877 г. предприятие столкнулось с финансовыми трудностями - государство значительно сократило строительство железных дорог. Путилову предстояло закрыть завод полностью или уволить большинство рабочих. Но он решил действовать иначе: оставил всех сотрудников и выдавал им одну часть заработной платы наличными, другую -- долговыми расписками, которыми можно было расплатиться в большинстве магазинов Санкт-Петербурга. Надеясь сохранить производство, Николай закладывал акции своих заводов, и в результате фактически перестал быть их владельцем.

В деловом сообществе о Путилове говорили как о ненадёжном человеке и резко критиковали. В кампанию травли включился поэт Николай Алексеевич Некрасов, в сатирической поэме "Современники" обвинивший Путилова в стремлении обогатиться за казенный счет:
"Ты поклялся, как заразы,
Новых опытов бежать,
Но казенные заказы
Увлекли тебя опять".

Предпринимателю грозила долговая тюрьма, а Путиловский завод перешёл под государственное управление. Эти события подкосили здоровье Николая Ивановича, всю свою жизнь посвятившего экономическому развитию родины, и в 1880 г. он скончался. На похороны пришли тысячи людей, среди которых были рабочие его заводов и простые жители Санкт-Петербурга.
На завещании Путилова, в котором он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, император Александр II наложил резолюцию: "Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы" (напомним, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге - усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие его завода пронесли весь путь на руках - это более 20 километров.

В 1907 году прах Путилова и его жены был торжественно перенесен в новую заводскую церковь, прозванную в народе Путиловской. После революции завод переименовали в "Красный Путиловец", а в 1934 году назвали именем убитого Сергея Кирова. Церковь закрыли, разместив под сводами учреждение "Домпросвет", позже туда въехал промкомбинат. Чугунная плита с именами умерших была отдана в переплавку, а гробы Путилова и его жены сожжены в котельной.

Последний проект, начатый в 1869 г., строительство Морского порта и Морского канала из Кронштадта в Петербург, предприниматель так и не успел закончить. В том числе и из-за того, что государство не оказало обещанной финансовой поддержки. Последователи Николая Ивановича завершили дело - в 1885 г. канал и порт открыли для судов. Впоследствии набережная Морского канала на Канонерском острове была названа Путиловской.

Источники:
https://journal.open-broker.ru/biographies/nikolaj-putilov/
https://nasledie.pravda.ru/1152744-putilov/
https://proza.ru/2021/10/24/1639
https://ru.wikipedia.org/wiki/Путилов,_Николай_Иванович

великие россияне, Российская Империя, предприниматели России, достижения России

Previous post Next post
Up