Интересная всё-таки у нас федерация, такую невозможно себе представить ни в каком другом уголке мира. Тяжёлое наследие коммунистического прошлого. До сих пор наши национальные республики не желают отказываться от своих сепаратистских мечтаний 90-х и горячо лелеют свой суверенитет, в стиле «с русским дружи да топор за спиной держи».
Вот взять хотя бы Татарстан, государственное образование по праву рождения должное носить имя Владимира Ильича Ленина, точно так же как и современная Украина. По инициативе этого коммунистического борца с «русским великодержавным шовинизмом» из Казанской, Уфимской, Самарской, Вятской и Симбирской губерний была варварски, по-живому вырезана Автономная Татарская Социалистическая Республика (Декрет ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года).
Правда, до этого такую же сепаратистскую вивисекцию на короткое время пытался осуществить проект «Штата Идель-Урала» во главе с Садри Максуди (Максудов) (1878-1957). Но это худосочное протурецкое образование как родилось в марте 1918 года, так и умерло к концу того же месяца (Забулачная республика). Оно оставило след в нацистском добровольческом легионе «Идель-Урал» и в «Законе США о порабощенных нациях» (1959). Германские нацисты и американские империалисты обещали отвоевать «свободу» государству «Идель-Урал», в которое предполагали включить все нерусские поволжские народы.
Советский проект смотрел на проблему возрастания поволжского сепаратизма несколько по-другому. Но с не меньшим разрушительным потенциалом. Наркомнац под руководством Сталина решил выращивать национальные образования по отдельности, создавая терскую, туркестанскую (1918), повожско-немецкую (1918), башкирскую (1919), татарскую, карельскую, чувашскую, калмыцкую, марийскую, вотскую (удмуртскую) (1920), дагестанскую, горскую, коми (зырянскую), монголо-бурятскую (1921), карачаево-черкесскую, кабардино-балкарскую, якутскую (1922) республики и автономии.
Искусственно, волей большевицких вождей, основанная Автономная Татарская Социалистическая Республика (АТСР) в дальнейшем продолжала прирастать дополнительными территориями. Так, в 1921 году к ней был присоединен Елабужский уезд Вятской губернии, в котором проживало всего 13% татар.
В новообразованной нацреспублике русских и татар было примерно поровну (41 и 45%). Казань же на три четверти была русской (74% при 19% татар) даже и после Гражданской войны. Но это большевиков не смущало, а, напротив, стимулировало в их интернационалистском диктате.
Коммунисты были радикальными западниками и с 1927 по 1939 год по всей стране экспериментировали с латинским алфавитом, введя так называемый «яналиф». Латинизация была начата с тюркских народов, что, по мнению Луначарского, «является логическим шагом по тому пути, на который Россия уже вступила, приняв новый календарный стиль и метрическую систему мер и весов». Новый тюркский латинский алфавит должен был заменить кириллицу и одновременно арабскую письменность.
В процессе коренизации АТСР неоднократно ставился вопрос о повышении её статуса до союзной республики. И местные элиты почти сумели этого добиться, преобразовав Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (с 1936 года) в Татарскую Советскую Социалистическую Республику (ТССР) перед самым развалом СССР в 1990 году.
Татарская номенклатура всячески рвалась из состава России. Была провозглашена декларация о суверенитете (30 августа 1990). 24 октября 1991 года Верховный Совет ТССР принял постановление «Акт государственной независимости Республики Татарстан», а уже 26 декабря 1991 года - Декларацию о вхождении Республики Татарстан в СНГ на правах учредителя.
Шаймиев и руководство республики требовали независимости или, по крайней мере, равновесности с Россией в новом союзе независимых государств.
7 февраля 1992 года ТССР была переименована в Республику Татарстан. 21 марта был проведён референдум о независимости. На голосование был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
Как образно выражался Шаймиев: «Россия должна по мере их созревания рожать республики». «Рожать» предлагалось не по своей воле, а по воле сепаратистов.
Но, слава Богу, тогда произвести насильственное кесарево сечение над Россией не удалось. Конституционный суд РСФСР от 13 марта 1992 года признал не соответствующим Конституции РСФСР 1978 года ряд положений из Декларации и из постановления Верховного Совета Республики Татарстан о референдуме. Началось долгое и тягомотное уговаривание татарских сепаратистов согласиться на уступки.
Но сепаратисты не шли на компромиссы. Конституция Татарстана 22 мая 1992 года провозгласила себя суверенным государством. В 1993 году руководство республики бойкотировало голосование по Конституции РФ, пыталось ввести свою суррогатную валюту - татарстанские жетоны. Были осуществлены несколько попыток перейти на латинский алфавит. Даже автомобильные номера до 1994 года выдавались особые - с флагом Татарстана.
Наконец в 1994 году был подписан совершенно ущербный и не выгодный для центра договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Татарстан получил право устанавливать свои налоги и соответственно не платить федеральные, устанавливать своё гражданство, вести самостоятельную внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, природные ресурсы на территории республики объявлялись собственностью Татарстана и т.д. Далее местное татарское руководство протестовало (с 1997 по 2001 годы) против выдачи новых паспортов гражданам России и добилось особого вкладыша в паспорт с изображением герба республики и текста сведений о гражданине на татарском языке.
При Путине Татарстан постепенно, очень медленно начали приводить в чувство: корректировать республиканскую Конституцию в сторону согласия с федеральным основным законом (до конца пока дело не доведено), лишать налоговых преференций в новом договоре (2007) и т.д.
В 2017 году федерация не стала перезаключать договор с Татарстаном вовсе, окончательно отказавшись от этого позорного унижения. Были приняты поправки в Конституцию, вошёл в силу закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (1 июня 2022 года), где была разъяснена необходимость привести местное законодательство к федеральным стандартам. В том числе требовалось, чтобы главы республик отказались именоваться президентами…
Но Татарстан видимо собрался отстаивать свой незаконный суверенитет до конца, несмотря на то, что закон чётко заявил: нормы субъекта федерации действуют во время исправления только в той части, которая соответствует федеральным законам.
Уже и аппарат главы Татарстана переименован в администрацию, и ликвидирована его служба безопасности (теперь его охраняет Росгвардия), но президентство отдавать не хочется. Такое недальновидное упрямство для местной этнократии не может кончиться хорошо.
Президенту Путину пришлось издавать особый Указ от 12 июля 2022 года, по которому в пункте «1д» он прямо прописывает, что должность Минниханова Р.Н. будет отныне изложена в документах как «глава Республики Татарстан». Казалось бы, что ещё должно произойти, какие нужны ещё уточнения, законы или указы?
Но нет, на официальных страницах президента Татарстана (
https://president.tatarstan.ru/index.htm/news/2104452.htm) и на официальном портале Татарстана (
https://tatarstan.ru/index.htm/news/2104452.htm) Минниханов продолжает именоваться «президентом»?!
Не пора ли уволить главу Татарстана в связи с утратой доверия и за невыполнение указов президента РФ?
По-видимому, татарское «государство в государстве» решило занять круговую оборону против федерального центра и игнорировать даже и прямые президентские указы. Местная этнократическая элита действительно не желает сдавать свой сепаратистский суверенитет. Законы и указы - законами и указами. А вот реальная власть состоит для них в контроле за экономическими и финансовыми активами республики.
Хотя местные элиты и лишаются постепенно права назначать министров финансов и образования, ключевых фигур экономической и идеологической самостоятельности регионов, но ещё очень многое находится в руках местной этнократии. Та же «Татнефть», например.
Этнократический режим легко определим, если посмотреть на главные государственные структуры в Татарстане. В правительстве Татарстана 80% татар, в Госдуме РФ из депутатов Татарстана 60% татар, а в Госсовете Татарстана - 67%, две трети. Это явная националистическая диспропорция, поскольку в населении республики доля татар всего 53%.
Но главная проблема даже не в этнократии, а в идеи федерализма, которая досталась нам от коммунистического прошлого. Как в 1918 году Ленин со Сталиным заложили в фундамент РСФСР, что республика «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик», так и идёт чехарда национальных сепаратизмов.
Русское государство на протяжении своей более чем тысячелетней истории никогда не использовало принцип федерализма для своего построения. Россия никогда не объединялась с другими государствами на основе каких-либо договоров, что является базой для федеративного союза. Киевская держава, Московское государство, Российская Империя - это всегда были унитарные государства, которые присоединяли к себе территории в качестве административных единиц, включая их в единую государственную систему.
Федерализм навязан нам коммунистами как интернациональными поработителями, боровшимися с государствообразующим русским народом как «народом эксплуататором». Если и дальше считать русских «эксплуататорами» малых народов, тогда для их сдерживания действительно нужен федерализм. Но если признавать историческую реальность, что русские - государствообразующая нация, то, сдерживая её многонациональным федерализмом, мы сдерживаем само развитие России.
Татарстан в федеративной системе является столь же рукотворным образованием, как и Украина. Борясь с украинской анти-Россией вовне, нашему государству необходимо избавиться от своих многочисленных внутренних украин и от самой федеративности как принципа, губительного для русского будущего. Оставляя в национальных республиках этнократических «ханов», мы никогда не сможем добиться от них следования общероссийским государственным интересам. Необходимо менять неуправляемых «ханов» на верных «воевод».
Михаил Смолин, «НАСЛЕДИЕ ИМПЕРИИ» (rusnasledie.info)